Историческая энциклопедия Сибири I

В XVIII—XIX вв. правительств, политика в отно­ шении сиб. народов, сохраняя в целом свою охранит, направленность, существенно изменилась. В Сибири увеличивалось славян, население за счет миграции, ес- теств. прироста и ссылки. Падение пушного, прежде всего соболиного, промысла и приоритет, внимание пр- ва к развитию в Сибири земледелия, горнодобыв. пром- ти и торговли как осн. источников пополнения казны привели к тому, что гос-во стало рассматривать абори­ генов не только как ясачноплателыцпков —поставщи­ ков пушнины, но и как потенц. хлебопашцев. Сильное влияние на А. п. оказали европеизация, модернизация и бюрократизация гос-ва, а также идеи патернализма и Просвещения, взятые на вооружение самодержави­ ем. Сиб. народы стали рассматриваться как «дикие», за ними не признавалось право на самобыт. развитие, их, наоборот, требовалось просвещать, цивилизовать и приобщать к гос. правопорядку и рус. культуре, пре­ жде всего христианству, оседлости и земледелию. Та­ кой подход обосновывался стремлением гос-ва изменить образ жизни автохтон, населения, в т. ч. путем адми­ нистрирования и регламентации. С сер. XIX в. в пра­ вительств. и обществ.-полит, мысли оформилась идея великого жребия России — спасения «диких» племен собств. культур, влиянием. Следствием новаций стали постепенный отказ гос-ва от особого (ясачного) стату­ са аборигенов и стремление уравнять их по соц.-право­ вому положению с рус. крест-вом, полностью включив тем самым в рос. социум. Но изменения шли медленно, без быстрых и корен, реформ, что в целом обеспечило успех правительств, мероприятий и их относит, безбо­ лезненность для самих аборигенов. В ходе податной реформы Петра I сиб. ясачные лю­ ди в 1724 были формально отнесены к разряду гос. крес­ тьян, помимо уплаты ясака на них стали распростра­ няться иные ден. и натур, повинности в пользу казны (сборы на содержание дорог, почты, перевозка казен. грузов и т. д .). С 1720-х гг. вводится юр. оформление поземел. прав сиб. «иноземцев». Если ранее они владе­ ли землями по праву проживания и хозяйствования на них, то теперь обязаны были получить соотв. документ от рус. властей. Особенно это касалось тех, кто обитал в юж., пригодных к с. х. р-нах, активно заселявшихся крестьянами. Указ 1734 уравнял аборигенов в поземел. правах с рус. населением, их земли объявлялись казен­ ными и как таковые могли использоваться по усмотре­ нию гос-ва. Документирование нрав на землю сопровож­ далось ее межеванием, определением размеров и границ, что порождало многочисл. поземел. споры между разны­ ми категориями земледержателей. В результате в отно­ шении земли аборигены попадали в полную зависимость от рус. администрации, обычной стала практика земел. переделов в гос. интересах (напр., отвод абориг. земель во владение казакам или крестьянам). Одновр. принима­ лись меры, стимулировавшие переход опред. групп або­ ригенов (татар, бурятов, якутов) к оседлости и занятию хлебопашеством. В 1767 таким оседлым земледельцам было разрешено вместо ясака вносить ден. подушную подать наравне с рус. крестьянами. Со 2-й пол. XVIII в. гос-во в соотв. с общими про­ цессами адм. унификации берет курс на ликвидацию автономии абориг. об-в путем фактич. включения их традиц. институтов власти в существующие соц. струк­ туру и систему гос. упр-ния и фиска. Избегая открыто­ го вмешательства во внутр. дела абориг. общин, власти пошли по пути усиления адм. роли родоплем. знати. Принципы этой политики были заложены в инструкции С.Л. Владиславича-Рагузинского 1728 (она была разра­ ботана для Забайкалья, но оказалась применима ко всей Сибири), развиты в указах 1730—50-х гг. и закреплены сенатской инструкцией 1763 секунд-майору А. Щерба- чеву, возглавившему т. и. Первую Ясачную комиссию («Комиссию о расположении ясака» 1763—69). Деят- ть этой комиссии заметно реформировала упр-ние сиб. «иноземцами». По ее предложению упразднен институт ясачных сборщиков, отменялась практика аманатсгва, сбор ясака передавался в руки родоначальников (княз- цов, тойонов, тайшей, зайсанов, шуленг, старшин и пр.), чьи функции регламентировались, разрешалась за­ мена пушнины деньгами, при взимании ясака вводилась круговая порука: но образцу общины крестьянской за исправный платеж ясака стали отвечать целиком подат­ ные ясачные единицы —род, улус, волость. Передача сбора ясака в руки родоначальников усиливала их по­ зиции в абориг. об-ве. Этому же способствовала введен­ ная на отд. территориях система «отпускных билетов», согласно к-рой ни один родович не имел права выехать за пределы своей волости далее 30 верст без разреше­ ния родоначальника. Тенденция опоры гос. аппарата на родоначальников нашла выражение в ряде частн. адм. распоряжений сиб. губ. властей нач. XIX в. К кон. XVIII в. родоплем. знать стала делиться на «жалованных» и «рядовых». «Жалованные», чья числ. была незначительна, получали особые жалованные грамоты и патенты, подтверждавшие их «достоинст­ во», наследственно занимали должности по упр-нию, а нек-рые уравнивались в правах с рос. дворянами (напр., остякские князья Тайшины и Артанзеевы, тунгус, кня зья Гангимуровы, гагар, мурзы Кульмаметевы). «Рядо­ вые» родоначальники выбирались населением ясачной волости в осн. из числа родоплем. знати с последующим утверждением губ. властями. Периодичность выборов не оговаривалась и в разных р-нах у разных территор. групп аборигенов была разная: ежегодные перевыборы — преим. у оседлых, фактически пожизненное и даже на­ следств. занятие должности —у кочевников. Получая от гос-ва офиц. права на упр ние сородичами, родоначаль­ ники утрачивали остатки полит, автономии и превраща­ лись в особый разряд гос. чиновников. Им выдавались спец. знаки адм. достоинства —медали, значки, мунди ры, кортики и т. п., а у кочевых народов (бурятов, яку­ тов) —иногда и чипы, соответствовавшие низш. классам «Табели о рангах». Рус. администрация предоставляла родоначальникам большие полномочия, по на практике степень их влияния на подведомств. население зависела не от желания властей, а от реальных соц. отношений, существовавших у того или иного народа. С нач. XVIII в. в целях достижения конфес. спло­ ченности сиб. населения и превращения аборигенов в настоящих подданных правосл. монарха стала прово­ диться политика их массовой и даже насильств. хрис­ тианизации. В Сибирь отправляются спец. духов, мис­ сии. С 1703 прекращается практика освобождения от ясака при принятии крещения, нос 1720 новокрещеным стали предоставлять 3-летнюю льготу по уплате ясака и «всяких государственных сборов». Для распростране­ ния христианства началась подготовка священников из крещеных аборигенов. В 1764 в сиб. епархиях учреж­ дены спец. штаты проповедников миссионеров. К кон. XVIII в. почти поголовно были крещены ханты (кро­ ме нижнеобских), манси, селькупы, якуты, прибайкал. буряты, ительмены. Значит, меньшие успехи христи­ анизация имела среди народов, кочевавших в тайге и тундре, —тунгусов, энцев, ненцев, нганасан, коряков, а среди буддистов-ламаистов (забайкал. бурят) и му­ сульман (татар) она вообще не получила распростране­ ния. Правительств, политика в отношении буддизма и ислама из неприязненной в 1 й трети XVIII в. (запрет их распространения, ограничения в стр ве мечетей, да­ цанов, кумирен) стала либеральной и толерантной, но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2