Историческая энциклопедия Сибири I
«оберегать накрепко». Рус. сторона однозначно тракто вала шерть как признание аборигенами своего подданст ва («вечного холопства»), тогда как аборигены могли воспринимать ее в зависимости от своей воен. силы и хар-ра взаимоотношений с рус. властью как равноправ ный союз или мирный договор (напр., в XVII в. алт. телеуты и енисейск. кыргызы, в XVIII в. —чукчи). На этапе присоединения рус. сторона, довольствуясь формал. признанием аборигенами власти «белого царя» и уплатой ясака, оставляла без изменений соц.-патес- тарную орг-цию абориг. об-ва, просто включая ее в рус. гос. систему: абориг. община превращалась в фискал, ясачную волость и приобретала нек-рые, еще весьма аморфные, адм.-тер. очертания наподобие рус. волос ти. Исключение составили только татары сибирские, чья родоплем. знать была частично вывезена в Москву, но большей частью зачислена в состав сиб. служилых людей и как таковая прекратила свое существование. Во внутр. устройство и упр-ние ясачных волостей рус. власти старались не вмешиваться, предоставляя родо вым князькам, мурзам, тойонам, нойонам, шуленгам и др. все полномочия, порой весьма широкие. В части., значит, автономию сохраняли Кодское и Обдорское кня жества. Ни в Сибирском приказе, ни в мест, воевод ских избах не существовало ни отделов, ни чиновников, к-рые бы спец. занимались вопросами упр-ния абори генами. Влияние рус. администрации на внутр. жизнь абориг. об-ва ограничивалось, как правило, только взи манием ясака, разрешением конфликтов между рус. и абориг. населением и расследованием полит, («измена», «бунт») и наиболее круп, уголов. преступлений. К кон. XVII в. проявляется стремление рус. властей передать ясачный сбор в руки родоплем. верхушки, к рая бы са ма доставляла ясак в города и остроги. Заинтересованная в исправном поступлении ясака в казну, центр, власть стремилась оградить ясачных от произвола и разорения со стороны сиб. управлен цев и рус. людей (в первую очередь служилых и пром. людей). Категорически запрещались всякие насилия и злоупотребления в отношении ясачных, вынесение им смерт. приговора без санкции Москвы. Ясачные имели право подачи челобитных с жалобами и просьбами. В ответ они, как правило, встречали поддержку и пони мание властей, к-рые довольно оперативно реагирова ли на их прошения. Из фискал, соображений пр-во за прещало русским брать с ясачных долговые расписки на сумму выше установленной законом, превращать их в холопов или к.-л. образом обращать в зависимость, торговать ими и привозить «на Русь», вести торговлю с ними. На протяжении XVII в. пр-во пыталось огра ничить и даже запретить посягательство рус. поселен цев на земел. (особенно лес.) угодья аборигенов, не нарушать их традиц. форм землепользования. Позе- мел. споры рус. власти обычно решали в пользу або ригенов. При этом, однако, гос-во всемерно поощряло расширение рус. земледелия, что неизбежно приводило к захвату «ясачных» земель рус. поселенцами. Такой подход давал видимый полит, эффект: ясачные люди, обращаясь с жалобами к царю, привыкали видеть в нем единств, защитника своих интересов, что укрепляло их фактич. подданство. Фискал, задачами определялась и религ. политика. Поскольку крещенные, как правило, исключались из числа ясачноплателыциков, в целях сохранения большей числ. последних запрещалось насильств. крещение и не проводилась массовая христианизация. Гос-во стреми лось пресечь «миссионерскую» инициативу служилых людей и воевод, вынуждавших к крещению ясырей- пленников из числа аборигенов с целью закрепления их за собой в кач-ве холопов. Крещение допускалось только добровольное и обычно в том случае, когда новокреще ных предполагалось зачислить в служилые люди. Реальная практика и действия сиб. администрации и командиров воен. отрядов вносили существ, коррек тивы в эти правительств, установки. Во-первых, далеко не все сиб. народы сразу и безусловно признали рус. власть. Мн. из них оказали вооруж. сопротивление. В результате служилым людям приходилось достаточно часто применять оружие, что в целом соответствовало правительств, указаниям, предписывавшим в случае от каза аборигенов от подданства и уплаты ясака подчи нять их силой. Во-вторых, обещания пр-ва защищать аборигенов от произвола со стороны мест, администра ции реализовывались слабо. Насилия, вымогательства, грабежи, обман почти неизменно сопровождали сбор ясака. Ситуация осложнялась вторжением пром. лю дей в охотничьи угодья мест, населения, занятием его родовых земель крестьянами, торг.-ростовщич. деятель ностью купцов. Вопреки всем запретам в Сибири было широко распространено похолопление аборигенов (из числа пленных или должников). Все это на этапе при соединения нередко вызывало отпор со стороны ясач ноплателыциков, приводило их к «шатости» и «изме не», вплоть до вооруж. восстаний. Однако, несмотря на значит, расхождение между правительств, предпи саниями и действиями сиб. властей и служилых людей, установка пр-ва на бережное отношение к аборигенам не была лишь благим пожеланием —она ограничивала произвол и давала правовую возможность искать упра ву на обидчиков. Увлекавшиеся грабежом воеводы и ясачные сборщики нередко попадали под следствие и несли наказание. Суровые меры к аборигенам рус. ад министрация применяла редко. Главным было не по карать, а вернуть в ясачный платеж. Вследствие такой политики большая часть ясачных, обитавших в погран. р-нах и бежавших в разные годы из рус. пределов, воз вращалась назад. А. п., в первую очередь использование института зависимости «слабых» народов от «сильных» (выплата дани, сопряженная с аманатством, шертованием и не вмешательством во внутр. жизнь зависимых), облегчи ла Москве подчинение мн. сиб. народов, способствова ла их относительно мирному и быстрому включению в соц. и гос. структуру России. Однако в этой структуре сиб. народы на этапе присоединения Сибири и нек-рое время спустя имели особый статус. С одной стороны, становясь ясачными, они превращались в подданных рос. самодержца, в одно из податных сословий, не подвергались к.-л. дискриминации, но и не имели к.-л. привилегий, что, в части., выражалось в их нейтрал, наименовании «люди», изредка «народ», «мужики», с добавлением указания на этнич. (братские, корякские, якутские и т. д .), соц. (лучшие, улусные, черные), по литико-податную (ясачные/неясачные, мирные/немир ные, неприятельские и т. п.) принадлежность и изред ка на род занятий (напр, «кузнецкие люди», т. е. вла деющие навыками кузнеч. ремесла). С др. стороны, с кон. XVI в. до 2-й пол. XVIII в. сиб. аборигены офи циально именовались «иноземцами», что выделяло их как представителей «иных», т. е. не собств. русско-пра- вославн., земель. Этот соционим применялся как обоб щенное наименование жителей всех иностр. гос-в. Со- отв., сиб. «иноземцы» еще не рассматривались властью как полностью включенные в рос. социум. Кроме того, на юге Зап. Сибири, где столкнулись интересы России, Джунгарского ханст ва , гос-ва алтын-ханов, енисей ских кыргызов и алт. телеутов, рус. власть, не имея до статочных вооруж. сил, пошла на признание системы многоданничества, с кон. 1660-х гг. —русско-джунгар, двоеданничества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2