Историческая энциклопедия Сибири I

АБАТСКОЕ (ныне — п. г. т. Абатский), поселок городского типа (с 1964), адм. центр Абатского р-на Тюменской обл., в 378 км к востоку от Тюмени, в 59 км к сев.-востоку от ж.-д. ст. Ишим (на линии Тю­ мень—Омск). Основан как острог в 1680 на лев. берегу р. Ишим (приток Иртыша). Важный опорный пункт, защищавший рус. население и ясачных татар от набегов калмыков. Дважды (в 1670-х и 1690-х гг.) под стены острога подступали кочевники, но взять его не смогли. Вокруг острога возникла слобода, устройством к-рой руководил С.У. Ремезов. В кон. XVII в. построена Петропавловская церковь. В 1708 в ведомство слободы входили 9 деревень из 177 дворов и 875 душ муж. по­ ла, в 1740 на ее землях проживало свыше 1 380 чел. В 1740 в А. 27, в 1770-х гг. —14 крест, домов. В 1721—22 отмечены крест, волнения в связи с двойным налогооб­ ложением старообрядцев и проведением 1-й ревизии. С 1-й пол. XVIII в. —круп. торг. село. В кон. XVIII в. в А. дважды в год проходили однодневные торжки, на к-рые съезжалось до 1 тыс. окрест, жителей. Однако с сер. XVIII в. А. теряет торг. значение и превращается в село. В кон. 1850-х гг. торговля оживляется, начинают действовать 2 ярмарки, в 100 дворах проживает 514 чел. Осн. рост населения пришелся на XX в.: в 1968 в А. на­ считывалось 5 тыс., в 2005 —8 тыс. жителей. Имеются кирпич, и маслодел, з-ды, проходит нефтепровод. Лит.: Кондратенко А.А. Крестьяне Зауралья в ХУП -ХУШ вв. Челябинск, 1966-1969; Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Свердловск, 1983; Резун Д .Я , Васильевский Р .С . Летопись си­ бирских городов. Новосибирск, 1989. Д. Я. Резун АБАШЕЕВ Петр Тимофеевич (27 июля 1934, Улан- Удэ — 1997, Улан-Удэ), танцовщик, балетмейстер, пе­ дагог, народный артист РСФСР (1963). С 1955, после окончания Лениградского хореогр. училища, работал в Бурятском гос. акад. театре оперы и балета. Партии классич. и нац. репертуара. В 1976—78 —гл. балетмей­ стер театра. С 1961 преподавал в Бурятском хореогр. училище, в 1986—97 —его худ. рук. Л ауреат Гос. премии РСФ С Р им. М. Глинки (1972). Сокр. перепеч.: Балет: Энциклопедия. М., 1981. АБОРИГЕННАЯ (ИНОРОДЧЕСКАЯ) ПОЛИ­ ТИКА РОССИИ В СИБИРИ, комплекс правительств, законодат. установок и практич. мероприятий, опреде­ лявших осн. параметры рус.-абориг. отношений, поли­ тико-правовой статус сиб. аборигенов, их адм.-тер. уст­ ройство и соц.-экон. положение. Включение в состав России полиэтничных территорий требовало особо­ го внимания моек., а затем Петербург, пр-ва к абориг. фактору. Господствовавшая в стране авторитар. форма правления, гипертрофир. роль гос-ва во всех сферах жизни, в т. ч. в экономике, изначально сделали корен, народы Сибири объектом эксплуатации. В аборигенах гос-во видело прежде всего податных, затем иноверцев и обращало внимание именно на это, а не на этнич. принадлежность. Такая установка, с одной стороны, обусловила отсутствие в России до нач. XX в. целена­ правленной нац. политики, с др. —способствовала ин­ теграции сиб. народов в рос. социум, что со временем стало осн. целью А. п. При этом интеграция абориге­ нов, представлявших конгломерат этнич. образований с разным уровнем соц.-полит, орг-ции, имевших различ. хоз. уклады, культуры, менталитет, осуществлялась постепенно и поэтапно. В ходе присоединения Сибири А. п., не имея вы­ раженного идеол. оформления, определялась задачами полит, подчинения и включения в рус. подданство сиб. народов, закрепления новых территорий за Россией. Ее осн. установки отражали предшеств. опыт Московско­ го княжества, затем опыт гос-ва по «собиранию» рус. земель и взаимодействию с нерус. и неправосл. наро­ дами Урала и Поволжья. Были восприняты мн. эле­ менты политики Зол. Орды в отношении покоренных народов, а также учтена этнополит. ситуация в Сиби­ ри и на ее границах, числ. и плотность населения на отд. территориях, хар-р соц.-полит, связей между сиб. этносами, в т. ч. практика данничества и т. н. кыш- тымства. Но, при всей вариативности применительно к присоединению отд. земель и народов, принципы А. п. в Сибири на протяжении кон. XVI —нач. XVIII в. не менялись. В их основе лежало сочетание сотрудничест­ ва, в первую очередь с нерус. воен.-полит, элитами, и прямого насилия и администрирования. Ведущей целью А. п. являлось обложение аборигенов ясаком, к-рый на данном этапе имел не только финанс. зна­ чение, обеспечивая пополнение казны пушниной, но и полит., выступая гл. показателем подданства и при­ знания рус. власти. Рассматривая аборигенов прежде всего как платель­ щиков или нотенц. плательщиков ясака, гос-во стреми­ лось сохранить и увеличить их число, поэтому предпи­ сывало сиб. администрации и землепроходцам поступать с ними «ласкою», а не «жесточыо», «от обид и от про­ даж и от насильства оберегать». Малочисленность рус. вооруж. сил в Сибири, значит, территор. дисперсность воен.-адм. пунктов ( острогов и городов) также застав­ ляли пр-во и мест, власти искать мирные пути взаимо­ действия с сиб. народами и на первых порах даже зару­ чаться их поддержкой. Это выражалось в форме воен. союзов, когда нек-рые этнич. группы выступали в кач- ве федератов (наир, кодские и Сургут, ханты, еуштин- ские татары, алт. телеуты), в зачислении на службу отд. представителей родоплеменной верхушки (наир, кодских князей Алачевых, тунгус, князей Таптиму- ровых, ряда якут, тойонов) и рядовых улусных лю­ дей, в формировании из аборигенов подразделений в составе рус. гарнизонов (служилые сиб. «юртовские» татары, «выезжие» телеуты). Кроме того, рус. власть стремилась опереться на мест, знать, привлекая ее к упр-нию соплеменниками, в первую очередь к сбору ясака, но одновр. ставя ее под свой контроль. Такое сотрудничество способствовало укреплению рус. влас­ ти, а также использовалось для дальнейшей территор. экспансии. Применение против аборигенов вооруж. силы разре­ шалось лишь в случае сопротивления, под к-рым пони­ малось не только вооруж. противодействие, но и просто отказ платить ясак. Для избежания сопротивления или его прекращения предлагалось захватывать заложни- ков-аманатов из числа родоплем. верхушки. Одновр. аманатство считалось гарантией исправной уплаты яса­ ка сородичами. Поначалу допускалось взимание ясака в размерах, на к-рые были согласны сами аборигены, а также одаривание взамен ясака подарками (метал, из­ делиями, бусами, тканями, хлебом, зеркалами и т. п.), что напоминало дарообмен или меновую торговлю. Но достаточно быстро власть стала требовать точно фиксир. размера ясака и переписи всех ясачноплателыциков, в результате чего ясак превращался в разновидность гос. налога. Включение в подданство сопровождалось также приведением абориг. верхушки к ирисяге-шерти и пе­ редачей ей царского «жалованного слова». То и другое содержало в себе элементы хотя и неравноправного, но договора, фиксировавшего взаимные обязательства: або­ ригены должны платить ясак и хранить верность, взамен чего рос. государь предоставлял им право проживать и хозяйствовать в р-нах их исконного обитания, обещал держать их «в своем царском милостивом призрении» и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2