Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

I / I % последней ч ниц Российской империи на южном и азиатском направлениях в основном определились. Старо- основанные сибирские города-крепости, города-гарнизоны стали утрачивать свое прежнее обо­ ронное значение. Они стали «переодеваться» в картузы ремесленников, мастеровых, в поддевки купцов, промышленников, предпринимателей, костюмы-тройки миллионщиков-золотопромыш- ленников, мундиры инженеров путей сообщения, в галстуки местной интеллигенции. В ремесла, торговлю, промыслы, предпринимательство вовлекалась возрастающая часть населения сибирских городов и мигрантов из европейской части России. Обострялась конку­ ренция за торгово-экономическое первенство в Сибири. Лучшими шансами в традиционной кон­ куренции обладали губернские города. В немалой степени итоги этого соперничества зависели оттого, где пройдет трасса Сибирской железной дороги. С постройкой Сибирской железной дороги старые сибирские города получили новый импульс торгово-экономического развития. Однако в наиболее концентрированном виде благо­ творное воздействие железнодорожной магистрали проявилось практически, как говорится, на пустом месте. В отличие от большинства городов Сибири, основанных в период ее первоначального хозяйственного освоения, длительное время совмещавших торгово-ярмарочные и земледель­ ческие функции, Новосибирск (Новониколаевск) миновал эту форму развития. Безвестный по­ селок мостостроителей, возникший на пересечении железной дороги с рекой Обью, скоро пре­ вратился в быстрорастущий город. Изначальная основа городского новообразования склады­ валась под воздействием своеобразного социально-демографического состава первого поко­ ления населения будущего города. Это были люди без больших капиталов, но надеявшиеся сделать их на новом месте за пределами сферы влияния, контроля и острой конкуренции с прочно утвердившимися томскими, омскими, красноярскими, алтайскими торгово-предприни­ мательскими фирмами. К пересечению водной и железнодорожной артерий их влекло не только осознание выгод географического положения будущего города, но и стремление к свободе, перспективе, самостоятельности, независимости от преуспевающих собра­ тьев по бизнесу. Строительство Сибирской железной дороги открыло новый этап в про- 9 4 мышленном развитии региона, в том числе и городов. Сама железная дорога

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2