Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о В о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к ВРЕМЯ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН В 1992 году капитальное строительство оказалось в тяжелом положении. В сопостави мых с 1991 г о д о м ценах вложения средств в этот сектор экономики сократились в полтора раза (в особенности это касалось финансирования строительства объектов народного образования и здравоохранения). Если раньше на капитальное строительство расходовалось 30% городского бюджета (15% — на жилищное и 15% — на прочие виды строительства), то в бюджете 1992 года доля строительства составляла всего 4— 5%, в том числе на жилье — 1%. В итоге годовая про грамма по вводу жилья в эксплуатацию оказалась выполнена лишь на 42 процента. Основным заказчиком жилья в те годы являлись предприятия и организации, которые еще могли продол жать строительство. Существенно сократилась доля жилья, возводимого за счет властей (МП «Новосибирск- стройзаказчик» сдал в эксплуатацию только 46 тыс. кв. метров, на 63 процента меньше, чем в 1991 году). В общей сложности за этот год в Новосибирске было введено в эксплуатацию 247,7 тыс. кв. м жилья — 69,2 процента по отношению к прошлому году. В 1992 году правительство приняло ряд постановлений, гарантирующих первоочеред ное финансирование строительства объектов народного образования, жилых домов жилищ но-строительных кооперативов, домов для военнослужащих. Однако реальных денег на эти статьи либо вовсе не выделялось, либо они приходили с большим опозданием (по принципу: «Стройте, а потом мы с вами рассчитаемся»). В связи с этим почти прекратилось строитель ство домов МЖК «Афганец», ЖСК «Алмаз» и «Вега», приостановилось строительство трех детских садов, общеобразовательных и специализированных школ. В общей сложности «за морозили» проектирование 30 и строительство 15 объектов. Несмотря на все неурядицы, в 1992 году была окончательно принята в эксплуатацию первая очередь новосибирского метро: две станции — «Заельцовская» и «Гагаринская» — и 1,73 км перегонного тоннеля (годом раньше метростроители закончили строительство станции метро «Площадь Маркса»). Предполагалось, что по ул. Гоголя метро скоро придет и в Дзержин ский район. Но вторая очередь оказалась «крепким орешком»: в течение последующих семи лет денег на строительство метро почти не выделялось. В итоге первую станцию следующей очереди удалось сдать лишь к концу 2000 года. Завершение строительства метро позволило открыть для движения Красный проспект и площадь Калинина — главный пересадочный пункт на севере Новосибирска. В Ленинском рай оне восстановили проезжую часть проспекта и площади Маркса (в последнем случае схема про езда рассматривалась как временная и остается таковой до сих пор). Также был введен в дей ствие мост через р. Тулу по ул. Сибиряков-Гвардейцев, объездная дорога по ул. Кошурникова для строительства метрополитена, подземный пешеходный переход по ул. Горького и Красному проспекту. В 1992 году сдали в эксплуатацию четыре общеобразовательные школы на 5 186 мест, пристройку к школе для глухонемых в Ленинском районе, детский сад на 320 мест, корпус город ской клинической больницы на 120 коек, комплекс «Биатлон», два детских клуба, библиотеку, пешеходный переход по Октябрьской магистрали. Закончили капитальный ремонт в концертном и репетиционном залах оперного театра. В последующие три года объемы жилья, сдаваемого в эксплуатацию, стали постепенно расти. В 1993 году было введено в эксплуатацию 320 тыс. кв. мжилья (за счет мэрии — 85,2 тыс. кв. м.), на 77% больше, чем в предыдущем; в 1994 году — уже 380 тыс. За 1993— 1994 гг. в городе появились две новые школы и два детских сада. Приняли первых пациентов роддом и женская консультация в Первомайском районе, 5-й корпус 1-й инфекционной больницы, поликлиника на 300 посещений в смену. Также были построены 11,87 км водопроводных и 13,73 км тепловых сетей, канализационный коллектор по 75 ул. Демьяна Бедного, 5,2 км газопровода. н Н Н Н М
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2