Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о В о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к ям». «Закреплять» кадры предполагалось путем привлечения работников из различных органи­ заций и учреждений на неквалифицированные строительные должности (речь, разумеется, шла о тех, кто хотел получить квартиру). Таковых в 1991 году набралось больше тысячи. Предполага­ лось также организовать при строительных объединениях систему МЖК, которые уже неплохо зарекомендовали себя. В «обычных» МЖК их членам приходилось сталкиваться с массой труд­ ностей. Одни проблемы с согласованиями и подрядами чего стоили! А в «пристроенных» МЖК все было, как говорится, «под рукой». Вливайся и через пять лет получишь квартиру. После вы­ хода постановления Совмина на «Новосибирскстрое» началось формирование нового МЖК на 800 человек. В строительных организациях Новосибирска на рубеже 90-х годов произошло немало нового. Перемены сулил внезапно появившийся «свободный» рынок и новое законодатель­ ство о формах собственности. В 1990 году реформирование затронуло крупнейшую строи­ тельную организацию Новосибирска — территориально-строительное объединение «Новоси- бирскстрой», на долю которого приходилось более трети объемов капитального строительства в городе и области и примерно половина сдаваемого в эксплуатацию жилья. С 1 октября оно приобрело новый статус и название: Государственно-кооперативное арендное проектно-стро­ ительное объединение «Новосибирскстрой» во главе с Советом уполномоченных. Входящие в него заводы и строительные управления получили права юридических лиц, счета в банке, при­ няли свои уставы. Их отношения между собой, а также с управлением ПСО стали строиться на договорных началах. Прежде основными подрядчиками «Новосибирскстроя» являлись монтажные управле­ ния. Теперь решили, что целесообразнее закрепить функции генподрядчика за управлениями спецстроймеханизации, которые первыми начинают работы на объекте — с забивки свай и пос­ ледними покидают его, проведя благоустройство. В качестве эксперимента строительство ряда домов передали на генподряд спецстроевскому управлению — УССМ-46. Однако реорганизация «Новосибирскстроя» не только не решила прежних проблем, но и создала новые. Во-первых, сохранялись те же финансовые трудности. Фактические затраты на производство квадратного метра жилья по-прежнему были значительно выше тех, что изначаль­ но были заложены в нормативах. Во-вторых, как сетовало руководство объединения, тресты и управления, получившие определенную долю независимости, по большей части крайне неэф­ фективно распоряжались переданными им в аренду основными фондами и имуществом: «Со строек у нас уносят сотни квадратных метров линолеума, стекла ( подойдите к любому стро­ ительному кооперативу и увидите наши заводские емкости, стеллажи, струбцины). Мало кого беспокоят потери, которые несут монтажные управления из-за больших транспортных рас­ ходов. Нередко приходится видеть, как 16-тонный панелевоз везет через весь город две плиты лестничных площадок — всего 2— 3 тонны». Позже порядок в строительных управлениях навести удастся, но к тому времени они обретут полную самостоятельность и перестанут нуждаться в каком-либо «совете уполномочен­ ных». Хозяйственная самостоятельность управлений поставила их руководителей в тупик. Прежде им не нужно было знать ни рыночные механизмы, ни навыки принятия экономичес­ ких решений: ситуация в стране была совсем иной, а в тех случаях, когда все же нужно было «думать» и «принимать решения», это делал аппарат главка. Поэтому лишь немногие управленцы могли использовать во благо данную им новую воз- можность: 20 процентов работ теперь можно выполнять по прямым дого- ’ ^ ворам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2