Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о В о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к ям». «Закреплять» кадры предполагалось путем привлечения работников из различных органи заций и учреждений на неквалифицированные строительные должности (речь, разумеется, шла о тех, кто хотел получить квартиру). Таковых в 1991 году набралось больше тысячи. Предполага лось также организовать при строительных объединениях систему МЖК, которые уже неплохо зарекомендовали себя. В «обычных» МЖК их членам приходилось сталкиваться с массой труд ностей. Одни проблемы с согласованиями и подрядами чего стоили! А в «пристроенных» МЖК все было, как говорится, «под рукой». Вливайся и через пять лет получишь квартиру. После вы хода постановления Совмина на «Новосибирскстрое» началось формирование нового МЖК на 800 человек. В строительных организациях Новосибирска на рубеже 90-х годов произошло немало нового. Перемены сулил внезапно появившийся «свободный» рынок и новое законодатель ство о формах собственности. В 1990 году реформирование затронуло крупнейшую строи тельную организацию Новосибирска — территориально-строительное объединение «Новоси- бирскстрой», на долю которого приходилось более трети объемов капитального строительства в городе и области и примерно половина сдаваемого в эксплуатацию жилья. С 1 октября оно приобрело новый статус и название: Государственно-кооперативное арендное проектно-стро ительное объединение «Новосибирскстрой» во главе с Советом уполномоченных. Входящие в него заводы и строительные управления получили права юридических лиц, счета в банке, при няли свои уставы. Их отношения между собой, а также с управлением ПСО стали строиться на договорных началах. Прежде основными подрядчиками «Новосибирскстроя» являлись монтажные управле ния. Теперь решили, что целесообразнее закрепить функции генподрядчика за управлениями спецстроймеханизации, которые первыми начинают работы на объекте — с забивки свай и пос ледними покидают его, проведя благоустройство. В качестве эксперимента строительство ряда домов передали на генподряд спецстроевскому управлению — УССМ-46. Однако реорганизация «Новосибирскстроя» не только не решила прежних проблем, но и создала новые. Во-первых, сохранялись те же финансовые трудности. Фактические затраты на производство квадратного метра жилья по-прежнему были значительно выше тех, что изначаль но были заложены в нормативах. Во-вторых, как сетовало руководство объединения, тресты и управления, получившие определенную долю независимости, по большей части крайне неэф фективно распоряжались переданными им в аренду основными фондами и имуществом: «Со строек у нас уносят сотни квадратных метров линолеума, стекла ( подойдите к любому стро ительному кооперативу и увидите наши заводские емкости, стеллажи, струбцины). Мало кого беспокоят потери, которые несут монтажные управления из-за больших транспортных рас ходов. Нередко приходится видеть, как 16-тонный панелевоз везет через весь город две плиты лестничных площадок — всего 2— 3 тонны». Позже порядок в строительных управлениях навести удастся, но к тому времени они обретут полную самостоятельность и перестанут нуждаться в каком-либо «совете уполномочен ных». Хозяйственная самостоятельность управлений поставила их руководителей в тупик. Прежде им не нужно было знать ни рыночные механизмы, ни навыки принятия экономичес ких решений: ситуация в стране была совсем иной, а в тех случаях, когда все же нужно было «думать» и «принимать решения», это делал аппарат главка. Поэтому лишь немногие управленцы могли использовать во благо данную им новую воз- можность: 20 процентов работ теперь можно выполнять по прямым дого- ’ ^ ворам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2