Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о б о н и к о л а е б с к - Н о В о с и б и р с к «Сибакадемстрой». В январе 1975-го был сдан первенец агрогородка — Институт растениевод­ ства СО ВАСХНИЛ. Первоначальный проект городка включал шесть научно-исследовательских институтов, обслуживающие предприятия и жилую зону. Интересным градостроительным экспериментом оказалось проектирование, а затем и практическая реализация жилого микрорайона. Он состоял из двух укрупненных градостроительных модулей, застроенных типовыми зданиями жилого и общественного назначения. Построенные по периметру крупнопанельные девятиэтажные зда­ ния обеспечивали защиту внутреннего пространства микрорайона от господствующих юго-за­ падного и северо-западного ветров. В Краснообске объем кирпичного строительства сократили до минимума. Производственная база «Сибакадемстроя» создавала возможности для использо­ вания новых стройматериалов. В частности, здесь широко использовались гранит и мрамор. Зда­ ния поселка не были похожи на первые в городе панельные дома ни по планировке квартир, ни по инженерному оснащению и качеству отделочных работ. Не случайно в 1986 году работу архитекторов и строителей научного центра ВАСХНиЛ отметили Государственной премией СССР. В 1970-е годы «Сибакадемстроем» построено еще два научных центра. В долине реки Нижняя Ельцовка — Сибирское отделение медицинских наук с девятью научно-исследователь- скими институтами и микрорайоном из пяти-девятиэтажных жилых домов. А в поселке Кольцово — Всесоюзный научно-исследовательский институт микробиологии. Помимо научной, он вклю­ чил в себя промышленную и жилую зоны. Архитектурно-планировочное решение наукограда Кольцово, застройка его первых кварталов были отмечены премией Совета Министров СССР. Значительное оживление наблюдалось в 1970— 1980-е годы в дорожном строительстве. Появлялись новые современные автомагистрали и путепроводы. В 1971 году началось сооруже­ ние второго коммунального (Димитровского) моста через Обь. Он стал главным объектом в комплексе мостового перехода протяженностью в четыре с половиной километра. Кроме соб­ ственно моста шириной в тридцать метров, в него вошли левобережная насыпь длиной в 1,7 километра, шесть путепроводов, три транспортные развязки и три подземных пешеходных пе­ рехода. Сам мост состоял из двух береговых частей и надводного пролета длиной семьсот мет­ ров, установленного на семи опорах. При его строительстве впервые в Сибири применили спо­ соб стыковки секций сваркой непосредственно в пролетах, в силу чего мост оказался цельнос­ варным. Основные работы по сооружению Димитровского моста выполнялись Мостоотрядом № 38 треста «Мостострой-2». Кроме того, в создании комплекса участвовали тресты «Дорстрой», «Трансгидромеханизация», «Связьстрой- 6 », «Сибэлектромонтаж» и др. Движение по мосту откры­ ли в ноябре 1978 года, хотя еще продолжалось строительство тоннельного путепровода под же­ лезнодорожными путями. С 1982 года движение пошло по всему комплексу мостового перехода. С 1979 по 1983 год была построена 312-метровая эстакада шириной 36 метров через замытую долину Каменки по Октябрьской магистрали. Она поднялась на двенадцатиметровую высоту, обеспечив удобную и надежную транспортную связь Октябрьского района с центром города. Город, между тем, продолжал расти с опережением «графика». Расчетной по генераль­ ному плану 1968 года численности в миллион триста тысяч жителей Новосибирск достиг не в 1980-м году, а на четыре года раньше. При этом постоянно нарушалась схема его расселения. Город продолжал терять компактную планировочную структуру. Росла площадь городских зе­ мель, занятых производственно-научной и жилой застройкой. Все это призывало вернуться к работе по корректировке генерального плана. В 1977— 1984 годах «Гипрогор» подготовил новый проект, предусмат­ ривавший поэтапное развитие Новосибирска до 2005 года с расчетной чис- щ Й | 8 ) ленностью населения в 1 миллион 750 тысяч и увеличением жилого фонда до 5 Заказ № 717

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2