Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Вынесение слова «народный» в название организации означало тогда многое. Ведь выс­ шая оценка работы профессионала или самодеятельного коллектива так и называлась: народ­ ный артист СССР, народный театр, народный хор. С работой в областном Доме народного творче­ ства связано много известных в Новосибирске имен: поэты Е.К . Стюарт и В.М. Пухначев, заслу­ женный художник РСФСР И.В. Титков, впоследствии первый директор Новосибирской студии телевидения Г.И. Казарновский. В разные годы возглавляли областной Дом народного творче­ ства В.И. Кошеленко, Р.Н. Афанасьева, В.А. Галич, Т.С. Долина, с 1991 года — заслуженный работник культуры России Л.А. Жиганова. Сначала ДИСК занимался концертной работой и только в 1932 году приступил к учету и руководству кружками. Для обслуживания хозяйственно-политических кампаний по краю было организовано 362 бригады с 3 629 участниками. К концу 1932 года было организовано до 600 кружков, и в этом же году была проведена первая областная олимпиада. В феврале 1933 года пленум крайкома Рабис отметил «огромныеуспехи в области коли­ чественного роста художественной самодеятельности в крае, достижения в улучшении соци­ ального лица низовых самостоятельных ячеек, клубов, изб-читален, красных уголков, где основ­ ными участниками кружков являются рабочие, колхозники, комсомольцы, ударники производ­ ства». 1934 год характеризуется переходом ДИСКа к методологической работе, направленной на активизацию художественной самодеятельности, на повышение качества ее работы. Деятельность ДИСКа вливается в активную культурную жизнь города. В это время выхо­ дит журнал «Сибирские огни», открыт Дом им. В.И. Ленина, работает первая в Сибири широкове­ щательная радиостанция, Сибирский театр революционной сатиры, Сибгоропера. Спектаклем Л. Макарова «Тимошкин рудник» открылся первый за Уралом Театр юных зрителей. В числе про­ фессиональных актеров, воспитанников Ленинградского ТЮЗа, оказался деревенский парень В.И. Макаров, впоследствии заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии. Из школьной самодеятельности пришла в театр З.Ф. Булгакова, получившая за исполнение ролей на сцене ТЮЗа звание заслуженной артистки РСФСР. Все это было совершенно естественным для тех лет — самодеятельность часто пополняла ряды профессиональных актеров. 1 октября 1933 года открылся Новосибирский передвижной деревенский театр. Первую труппу театра составили актеры «Красного факела», бывшие студенты Пролеткульта, участники художественной самодеятельности. Первой премьерой стал спектакль по пьесе В. Чуркина «Про­ рыв в любви». Творческий коллектив был небольшим — 11— 15 человек. Условия работы тяже­ лые: ежедневно на лошадях, пешком, в дождь и снег труппа кочевала из колхоза в колхоз. Ста­ рейшая актриса театра Р. Томина вспоминала: « ...м ы не жаловались, знали, что наше искусство нужно народу». В 1942 году театр получил название Областного драматического, а с июня 1992 года носит имя Новосибирский драматический театр «Старый дом». Тысячи человек участвовали в районных, городских олимпиадах, обслуживая десятки тысяч жителей города и области. Районные смотры стали первым серьезным шагом в привлече­ нии новых сил в самодеятельность. В 1940 году количество театральных кружков в городе — 131; хоровых — 68 ; струнных оркестров — 29; духовых оркестров — 26; ансамблей песни и пляски — 9; изокружков — 21; музыкальных — 5; всего кружков в городе — 286. Во Всесоюзный смотр театральной самодея­ тельности включаются 400 театральных коллективов. В 1940 году прошел смотр народной песни и сказа. Смотр привлек 504 народных поэта. Были отмечены на смотре работы 80 авторов, например, такие: «Две правды» Трухина, «0 луганском слесаре Климе Ворошилове» Рослякова, «Памяти Лени­ на» Рогожина. Пропаганда лучших образцов устного народного творчества велась по радио и в обзорах газеты «Советская Сибирь». В 1940 году ДНТ при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2