Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

и музыкой. Профессионализм в искусстве есть историческая категория, возникшая в классовом обществе на основе разделения труда. Профессионализм умрет вместе со смертью старого общества при коммунизме». Автор этих запальчивых строк ссылается на К. Маркса («Немецкая идеология»), Г.В. Плеханова («Основные вопросы марксизма»), Гущина («Проблемы самодея­ тельного искусства»). Воспоминания красноармейца Виссариона Васильевича Липатова переносят нас в 20-е годы, когда по распоряжению управления РККА в Новосибирске был создан первый клуб Авто­ базы в бывшем магазине купца Кетова (судя по всему, в здании, что находилось по Красному проспекту, рядом с аптекой №2). Красноармейцы совместно с артистами театра Махотина созда­ ли драматический кружок и хор. Перед началом и в завершение лекций, спектаклей, концертов хор исполнял «Интернационал». Лекции были созвучны времени: о советской власти и Граж­ данской войне, об интервенции, на антирелигиозные темы. Режиссер Арбельяни ставил А.Н. Островского («Без вины виноватые», «Гроза», «Лес», «Бедность не порок», «На бойком ме­ сте»). И рядом в репертуарном списке — «Парижская коммуна», «Бродяга», «Касатка». Явно чувствовался недостаток современного материала, искали идеологическую опору в русской клас­ сике. Коллектив выступал в воинских частях, в здании Городского корпуса, выезжал в Затон, в летний театр «Сосновка» (на Фабричной улице). В 1928 году ЦК Пролеткультов посылает из Москвы в Сибирь своего уполномоченного, которому поручает организовать в Новосибирске отделение Пролеткульта. Перед Сибирским Пролеткультом ставится задача: подготовить из рабочей молодежи актерские коллективы будущих рабочих театров и руководителей клубных кружков художествен­ ной самодеятельности для рабочих клубов. Во второй половине 1928 года на предприятиях города проводится отбор рабочей молодежи в театральную и ИЗО студии Пролеткульта. Эти студии в то время собрали в свои стены немало творчески одаренных людей, энтузиастов искусства, которые, не считаясь ни с какими лишениями, готовы были самоотверженно и работать, и учиться, и заниматься искус­ ством. Условия для этих занятий были исключительно тяжелыми. Бригада Сибискусства, про­ верявшая работу Новосибирского Пролеткульта, отмечала отсутствие учебных помещений для занятий и самых элементарных условий жизни: студийцы спят на полатях там же, где идут репе­ тиции, хронически недоедают, не обеспечены верхней одеждой. И все же никто не собирается покидать Пролеткульт. Члены художественного совета Сибирского государственного театра оперы и музыкальной драмы. 1924 г. '№щштшчп т < тт т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2