Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о В о н и к о л а е б с к - Н о В о с и б и р с к шинство из них, за редким исключением, проходят без каталогов, не оставляя после себя ника­ ких фиксированных данных, кроме как в отчетах. В настоящее время музей взял на себя, прежде всего, функцию просвещения любителей искусства Новосибирска и его гостей в области самых разнообразных явлений современной художественной жизни страны и мира. Это связано, в пер­ вую очередь, с проведением с 1999 года Международной биеннале графики, что, несомненно, сделало известным новосибирский музей в художественной среде не только страны, но и за рубежом. Это также является одним из способов пополнения коллекции современного искусст­ ва, многие экспонаты биеннале становятся собственностью музея. Давние связи с Московским отделением Института им. Гёте (ФРГ) и представительством Британского совета в России также способствуют привлечению лучших выставочных проектов этих организаций в Новосибирск. Регулярно проводятся выставки современных российских художников. Создаются выставочные проекты, связанные с историей искусства Сибири и Новоси­ бирска. Например, выставка 2005 года «Сибирское искусство начала XX века», реализованная на основе коллекций Красноярска (инициатор проекта), Томска и Новосибирска, занимает чрезвы­ чайно важное место, впервые исследуя широко проблему формирования профессионального искусства на территории Сибири. Не остается без внимания и классическое искусство. В 2003 году была организована выставка под названием «Дом Романовых в русской гравюре X V III— XX веков», имевшая значи­ тельный резонанс. В 2004 году отмечено 120-летие со дня рождения З.Е. Серебряковой с при­ влечением работ из музеев Томска и Барнаула. На ней экспонировалось 25 работ, 21 из которых является собственностью Новосибирского художественного музея. Необходимо отметить, что в настоящее время он активно сотрудничает со своими соседями, музеями Омска, Томска, Барнау­ ла, Красноярска, Иркутска. Примером такого плодотворного сотрудничества является уникаль­ ная для Сибири выставка «Нидерландская живопись из музеев Сибири. XVI— XIX века», прове­ денная в 2002 году совместно с музеями Томска и Омска по инициативе томских сотрудников. В этом же ряду важное место занимает выставка 2005 года «Сибирское искусство начала XX века в художественных музеях Красноярска, Новосибирска, Томска», предпринятая по инициативе сотрудников Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова. Она с успехом демон­ стрировалась во всех трёх городах. Новосибирск явился одним из тех городов Сибири, в которых Государственный Эрмитаж провел свои выставки в рамках проекта «Эрмитаж в Сибири». В 2003 году Эрмитаж, открывая этот проект, прислал уникальную выставку «Искусство портрета», а в следующем году — «Антич­ ное наследие в искусстве Западной Европы». Обе выставки имели не только большой успех у зрителей, но и способствовали консолидации музейного пространства России. Среди достижений последнего времени хотелось бы отметить активизацию научной и издательской деятельности музея. В 2001 году вышел очередной каталог новых поступлений за 1989— 1993 годы. В следующем году вышел первый в истории музея сборник научных трудов, посвященных исследованию коллекции. С 2000 года регулярно выходят каталоги биеннале графи­ ки. В 2004 году музеем издается каталог русского рисунка, а также набор открыток и буклет, посвящённый работам З.Е. Серебряковой. Сотрудники принимают участие в музейных конфе­ ренциях. Да и сам музей в прошлом имел опыт организации научных конференций: например, в 1980 году выставка натюрморта из музеев Сибири завершилась подобной акцией, материалы которой, к сожалению, не были изданы. Зато конференция «Искусство народов Сибири: тради­ ции и современность» успешно прошла с изданием сборника. На 01.01.2004 г. коллекция Новосибирского художественного музея включала следующие разделы: икона, металл, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, современные художественные течения. Имеется еще научно-вспомогательный фонд.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2