Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

«Чалдон», А.В. Вощакина «Шаманство над больным ребёнком», Н .И . Чевалкова «Ожидание переправы на Телецком озе­ ре», В.И. Уфимцева «Базар в Ташкенте». К этой же группе работ, по-видимому, принадлежи т и «Портрет Итыгина» А.О. Никулина, поступивший из краевед­ ческого музея со второй партией картин в 1992 году, когда он избавлялся от не­ профильного материала в связи с пере­ ездом в новое здание. Вторая попытка организовать музей в Новосибирске связана с Великой Отечественной войной, когда в городе среди других выдающихся художествен­ ных коллективов и учреждений культуры Москвы и Ленинграда находилась в эва­ куации Государственная Третьяковская галерея. Об этом упоминается во вступи­ тельной статье каталога юбилейной выс­ тавки к 65-летию Новосибирского отде­ ления СХ РФ. Выставочная деятельность Третьяковской галереи, хранившей свои фонды в уже построенном, но еще пол­ ностью не отделанном внутри здании Те­ атра оперы и балета, укрепила желание новосибирцев иметь свой Художествен­ ный музей. Реальностью это стало позже. Окончательное решение о созда­ нии в Новосибирске Картинной галереи принимается во второй половине 1950-х годов. В 1955 году обращение художников города в местные партийные органы с письмом о создании в обла­ стном центре Художественного музея получило дальнейший ход. Этот вопрос стал решаться уже на правительственном уровне в Москве, и 7 января 1957 года Совет Министров РСФСР издал распоряжение об учреждении в Новосибирске Картинной галереи. С 16 января этого же года по приказу Министерства культуры РСФСР начинается формирование фондов будущего музея, а 27 декабря 1958 года в пяти залах первого этажа жилого дома по ул. Свердлова, 37 открывается первая экспозиция дореволюционного и советского искусства. Ее общая площадь на то время составляла 260 кв. м, а в фондах находилось 318 единиц хранения. В формировании коллекции молодого музея приняли участие многие центральные со­ брания Москвы и Ленинграда. Среди них надо назвать в первую очередь Государственный Рус­ ский музей, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей, Государственный музей революции СССР. В этом процессе принял участие и Павловский дворец- музей, который, так же как и Третьяковская галерея, находился в эвакуации в Новосибирске. Из Центральных государственных художественно-реставрационных мастерских в Москве в гале­ рею поступили иконы XVI— XV II веков. Активно закупали произведения для будущей галереи Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР. Часто это происходило по предварительным заказам самой галереи. Немно- ^ 4 7 ш Ш О И Н ЯИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2