Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
История города Н о В о н и к о л а е 6 с I - Н о В о с и б и р с к капитального строительства предприятий и ремонтные организации) с 1946 по 1950 годы вы росло в два раза. На 1 октября 1950 года их насчитывалось более двухсот. Этот рост, хотя и более медленными темпами, продолжался в следующей пятилетке и лишь с 1954 года пошел на спад. В значительной мере связано это было с организацией территориальных главных управ лений. Создание главного управления в районах Сибири (Главсибстроя) помогло сократить чис ло маломощных, не имеющих возможности вести полноценное строительство трестов и управле ний (в конце пятой пятилетки из тридцати трестов в Новосибирске лишь третью часть можно было отнести к мощным строительным организациям, а ведь имелось еще множество самостоя тельных строительных поездов, контор и т. д .). Тем более что наличие в стране единой общего сударственной собственности на промышленные и строительные предприятия позволяло легко объединить подразделения, принадлежавшие разным министерствам. К примеру, в 1955 году в трест № 30 вошли строительные тресты радиотехнической промышленности и Министерства высшего образования, а также СМУ трестов №25 и «Сибздравпромстроя». Больным местом в первые послевоенные годы стал уровень механизации строительных работ. Он заметно снизился по всей стране. Парк строительных механизмов из-за почти полного прекращения выпуска строительных и дорожных машин почти не пополнялся. В одном только тресте «Новосибирскпромстрой» до сорока процентов различной техники подлежало списанию из-за физического износа. Значительная часть технического парка требовала капремонта. Чтобы ускорить решение задачи по техническому перевооружению строек, первый сек ретарь Новосибирского обкома ВКП(б) М.В. Кулагин в августе 1947 года направил заместителю Председателя Совмина Н.А. Вознесенскому специальную докладную записку. Он отмечал в ней крайне низкий уровень механизации строительных работ. В частности, писал: «70 процентов земляных и 96 процентов штукатурных работ производится вручную», что имеются большие проблемы в транспортировке грузов. И просил выделить для области автомобили, самосвалы, тракторы, экскаваторы, дизельные установки и прочую необходимую технику. Вскоре парк строительных машин начал пополняться. На новосибирских стройках стали появляться новые краны, бульдозеры, скреперы, хотя и в очень ограниченных количествах. Хуже дело обстояло с автомобилями, особенно с самосвалами. И через пять лет уровень механизации наиболее трудоемких процессов оставался низким, что отмечалось на V II пленуме Новосибир ского обкома партии в январе 1952 года: земляные работы механизированы только на пятьде сят, изготовление деревянных конструкций и деталей — на сорок, штукатурные и отделочные работы — на тридцать процентов, а погрузочно-разгрузочные, как правило, велись вручную. Низкий уровень механизации определялся не только недостатком техники, но и ее не эффективным использованием. Велики были простои строительных механизмов и автотранс порта. В трестах №30 и №43 простои экскаваторов доходили до восьмидесяти процентов. И все же техническая оснащенность росла, подготавливая условия для индустриализации строительного производства. 0 том, что эта задача становится насущной, говорилось на городской технической конференции по строительству в сентябре 1954 года и отмечалось, что первые шаги в этом направлении уже сделаны. Пионером стал трест №43, где с целью внедрения индустри альных методов на протяжении последнего пятилетия шло производство сборных конструкций. Причем, если в 1949— 1951 годах трест изготавливал строительные детали в полукустарных ма стерских и на полигонах поблизости от бетонорастворных узлов, то к концу пятой пятилетки имел уже несколько промышленных предприятий, оснащенных необходимым оборудованием. Однако для действительно широкомасштабного перехода на новые методы строитель ства требовалось укрепить производственную базу всех трестов и управлений. И здесь тоже кое-что уже делалось. Так, если одна из ведущих строительных организаций города — трест №30 — в 1953 году располагал лишь небольшим цехом сбор ного железобетона и арматурной мастерской, то уже следующем году в его со ставе действовали цех армопенобетонных изделий, завод товарного бетона и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2