Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
В докладе В.А. Анзимирова также отмечается новая функция музея, «музея как орудия воспитания и обучения широких масс в роли немых университетов, научающих научному пони манию величайших из книг — книги природы». Так естественно выросла мысль о музеях мирове- дения, за основу плана строительства которых взяты не территориальные или политические при знаки, а «вечные законы мироздания, истории Земли, всего сущего на ней, дошедшего по законам генезиса, для человека во всем многообразии его жизни». «Начиная со звездного неба, систем ми роздания, рисунков геологических эпох, растений и животных, от самого древнего до современно го периода, посетитель в залах музея постепенно проходит по залам биологии, истории и сравни тельной анатомии животных, археологии, этнологии, этнографии, истории орудий производства и борьбы за обладание ими, эволюции быта, культуры и техники, отображающим законы социоло гии через достижения человеческого гения в области чистой науки и прикладных знаний, до за вершения процессов творчества в залах художественной техники и искусства». В отчете музея за 1920 г. имеется любопытный документ: «Временное положение о цен тральных и местных народных музеях». Он содержит определение основных задач музеев ново го типа: «1. Народные музеи утверждаются по типу и схеме музеев мироведения на материалах преимущественно местного характера (родиноведения), как для обслуживания всех видов об разования, так и самостоятельных показательно-научных учреждений, имеющих главной це лью научной обработки, систематизации и подбор материала. Отсюда задачи: а) давать первооснову для популяризации главнейших научных дисциплин; б) укреплять в массах основы рационального мышления; в) пробуждать и воспитывать пытливую мысль в духе инициативы и творчества; г) воспитывать чувство любви к науке и искусству. 2. Основной центральный музей состоит из отделов: мироведения, биологии, социоло гии, техники, археологии, архивно-исторического, искусств. 3. Работа музейной организации состоит в том, чтобы: а) укреплять и расширять сеть основных музеев и лабораторий — мастерских, зооло гических и ботанических садов, метеостанций; б) организация сети местных подвижных музеев; в) систематизация планомерного исследования Сибири путем экспедиций и экскурсий; г) устройство множительных мастерских; д) содействие по охране памятников старины и историко-архивных материалов. Краеведческий музей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2