Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

В докладе В.А. Анзимирова также отмечается новая функция музея, «музея как орудия воспитания и обучения широких масс в роли немых университетов, научающих научному пони­ манию величайших из книг — книги природы». Так естественно выросла мысль о музеях мирове- дения, за основу плана строительства которых взяты не территориальные или политические при­ знаки, а «вечные законы мироздания, истории Земли, всего сущего на ней, дошедшего по законам генезиса, для человека во всем многообразии его жизни». «Начиная со звездного неба, систем ми­ роздания, рисунков геологических эпох, растений и животных, от самого древнего до современно­ го периода, посетитель в залах музея постепенно проходит по залам биологии, истории и сравни­ тельной анатомии животных, археологии, этнологии, этнографии, истории орудий производства и борьбы за обладание ими, эволюции быта, культуры и техники, отображающим законы социоло­ гии через достижения человеческого гения в области чистой науки и прикладных знаний, до за­ вершения процессов творчества в залах художественной техники и искусства». В отчете музея за 1920 г. имеется любопытный документ: «Временное положение о цен­ тральных и местных народных музеях». Он содержит определение основных задач музеев ново­ го типа: «1. Народные музеи утверждаются по типу и схеме музеев мироведения на материалах преимущественно местного характера (родиноведения), как для обслуживания всех видов об­ разования, так и самостоятельных показательно-научных учреждений, имеющих главной це­ лью научной обработки, систематизации и подбор материала. Отсюда задачи: а) давать первооснову для популяризации главнейших научных дисциплин; б) укреплять в массах основы рационального мышления; в) пробуждать и воспитывать пытливую мысль в духе инициативы и творчества; г) воспитывать чувство любви к науке и искусству. 2. Основной центральный музей состоит из отделов: мироведения, биологии, социоло­ гии, техники, археологии, архивно-исторического, искусств. 3. Работа музейной организации состоит в том, чтобы: а) укреплять и расширять сеть основных музеев и лабораторий — мастерских, зооло­ гических и ботанических садов, метеостанций; б) организация сети местных подвижных музеев; в) систематизация планомерного исследования Сибири путем экспедиций и экскурсий; г) устройство множительных мастерских; д) содействие по охране памятников старины и историко-архивных материалов. Краеведческий музей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2