Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о В о н и к о л а е б с к - Н о б о с и б и р с к Художественная литература стала одним из сильнейших средств идеологического воздей ствия. Устраивались коллективные читки. В 1942 году только в филиале Новосибирской областной библиотеки было проведено 260 читок, которые посетили более 11 тысяч человек. В 1943 году библиотека организовала 589 читок (посетили около 25 тысяч человек), в 1944 — более двух тысяч громких читок. В артелях «Работница» и имени Димитрова два раза в неделю в обеденные перерывы и перед началом работы библиотекари читали отрывки из художественных произве дений. Сильное впечатление производили на слушателей отрывки из романа антифашистского писателя Вилли Бределя «Испытание». «Скорее бы прикончить фашистских гадов. Сама бы по шла на фронт, так руки и чешутся», — сказала одна пожилая работница после очередной чит ки. «Пусть наши отцы и дети отличаются на фронте, а мы здесь, в тылу, заменим их и стаха новской работой поможем разгромить врага», — так зачастую говорили работницы. В 1943 году прошли специальные вечера о творчестве Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Горького, об антифашистской западноевропейской литературе. Широкое распространение получили читки среди раненых, эвакуированных. Желание найти в литературе нравственную опору обусловило спрос на книги о героическом прошлом русского народа, о боевой славе России, например, об истории Отечественной войны 1812 г. Наибольший интерес вызывали новейшие книги о Великой Отечественной войне. Уве личился спрос на исторические романы, произведения классиков. Выдача иностранной литера туры повысилась более чем в 3,5 раза («Овод», «Гамлет», «Жан-Кристоф»). 0 воздействии луч ших произведений мировой классики очень хорошо сказал на 4-й конференции читателей Ново сибирской областной библиотеки, проходившей в 1945 г., бывший фронтовик студент мединсти тута Евгеньев: «Я вспоминаю 1943 год, когда мы, находясь на фронте, оказались в окружении. На одной из станций мы нашли среди развалин томик пьес Шекспира. Эта книга вдохновляла и облагораживала нас. Мы ее берегли и носили всюду с собой». С помощью чтения люди удовлетворяли потребность в эмоциональном общении. Книга снимала психологическое напряжение, давала необходимую разрядку. В Новосибирск были эвакуированы Ленинградская филармония, Московский театр ку кол Сергея Образцова, Государственная Третьяковская галерея и другие. Читателей-активистов из этих коллективов насчитывалось свыше 200 человек. Активистами их называли потому, что они выступали перед посетителями с докладами по литературе и музыке. Их имена — достояние культурного наследия страны. Профессор И.И. Соллертинский и доцент А С. Ремм десятки раз выступали с лекциями о творчестве Данте, Шекспира, Сервантеса, Диккенса, Глинки, Бородина. Вечера и концерты проходили с участием народных артистов СССР Юрьева, Черкасова, Симонова, заслуженных артистов РСФСР Гайдарова, Гзовской, Адашевского, струнных квартетов имени Гла зунова и Летичевского. «Литературные среды» собирали по 250— 300 читателей и слушателей, хотя зал областной библиотеки рассчитан на 70 человек. В годы войны возросло экономическое значение Сибири. Строительство новых промыш ленных предприятий требовало новых профессий, новых кадров. Библиотекари отмечали, что никогда не было столь «массового спроса на техническую литературу учебного характера». Выдача книг по вопросам техники увеличилась в 1,4 раза в первый же год войны. Изучение научно-технической литературы способствовало появлению новых техничес ких решений, актуальных в условиях войны. Руководство эвакуированного ЦАГИ, получавшего от библиотек ежегодно от 200 до 500 книг, отмечало, что интенсивное изучение литературы помогло сотрудникам института «начать плодотворную работу для фронта на благо войны». В 1941 году областной библиотекой пользовались академик С.А. Чаплыгин и участник Парижской коммуны А. Лежен, который неоднократно обращался в библиотеку через своего секретаря-переводчицу, — его интересовал Второй фронт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2