Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
жителей, в 1937 — на 4,7 тысячи (в Новосибирской группе районов одна библиотека приходи лась на 4 318 человека). Была организована подготовка квалифицированных кадров. Она проводилась через сис тему средних специальных учебных заведений, созданных в Западной Сибири за две пятилетки, а также через различные краткосрочные курсы. Существенную помощь в подготовке библиотечных работников оказывали в годы второй пятилетки образцовые библиотеки Новосибирска. Все это давало результаты. К началу второй пятилетки были достигнуты определенные успехи в ликвидации негра мотности, однако работа не была завершена. Важное место отводилось самообразованию. Партий ные и советские органы стали придавать большое значение не только основам марксизма-лени низма, но и повышению общеобразовательного уровня людей. Кружки самообразования рабо тали при клубах, избах-читальнях, библиотеках. Вот как, например, организовали работу по самообразованию в Центральной библиоте ке им. К. Маркса. Центром всей работы стал кабинет самообразования. В соответствии с планом кабинет регулярно по расписанию проводил консультации по математике, физике, химии, рус скому языку и литературе. Консультации проводились не реже 1— 2 раз в неделю. Занятия по литературе посещали 242 человека. Всего состоялось 17 занятий, посвященных творчеству рус ских и советских писателей. На теоретических занятиях изучались такие темы, как «Композиция рассказа», «Язык Тургенева», «Деятельность журнала «Сибирские огни». На практических заня тиях слушатели познакомились с творчеством В. Маяковского, В. Ошарова, книгой Н. Островско го «Как закалялась сталь». Созданный при краевой научной библиотеке кабинет самообразования с помощью чи тателей (научных и инженерно-технических работников) проделал большую работу по повыше нию общеобразовательного уровня рабочих города. Каменщик Алексей Литовченко, желая стать техником, постоянно посещал кабинет самообразования и готовился к сдаче экзаменов за семь классов неполной средней школы. Слесарь фабрики им. ЦК союза швейников Ян Скочек изучал математику в целях повышения квалификации и успешного освоения новой техники. Слесарь мельницы №4-5 т. Горячев готовил экзамен за 5 классов неполной средней школы. Деятельность библиотек по развитию самообразования сыграла положительную роль в повышении общеобразовательного и культурного уровня трудящихся. Отличительной особенностью библиотек в 30-е годы являлось то, что они стали живее откликаться на события, происходящие в стране. Вся работа перестраивалась в соответствии с требованиями социалистического строительства. Опираясь на широкий актив, библиотеки на правляли усилия на повышение политической сознательности, расширение культурного круго зора трудящихся города. Центральная библиотека города Новосибирска (им. К. Маркса) с начала стахановского движения в Западной Сибири установила контакт с фабрикой имени С.М. Кирова, провела со стахановцами занятия на тему «Как надо работать над книгой». К стахановцам прикрепили груп пу книгонош. Эта группа, побывав на предприятиях, сумела приобщить к чтению художествен ной литературы 11 стахановцев. Краевая научная библиотека в Новосибирске организовала эк скурсию стахановцев в библиотеку с целью ознакомления их с книжным фондом. Во время экс курсии была проведена беседа «О значении книги в повышении знаний». Сразу же после экс курсии группа стахановцев выразила желание записаться в библиотеки, некоторые стахановцы стали заниматься в кружке повышения самообразования. Интересную работу по пропаганде книги среди стахановцев организовала библиотечная работница М. Кузнецова, а также работники городской библиотеки им. А.П. Чехова. Выступая с беседами и лек циями о роли и значении книги в повышении общеобразовательного уровня _ трудящихся, работники библиотек старались рекомендовать им литературу, полезную в творческой работе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2