Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
История города Н о в о н и к о л а е В с к - Н о В о с и б и р с к Вузовское строительство шло в городе в это же время весьма активно. За десятилетие было возведено немало учебных корпусов. В частности, института инженеров железнодорожно го транспорта на улице Дуси Ковальчук, главный корпус Сибстрина на улице Добролюбова. Над страивались и реконструировались и другие его учебные здания. На левом берегу Новосибирс ка, вдоль будущего проспекта Карла Маркса развернулось в первой половине 1950-х годов мас штабное строительство нового вуза города — Новосибирского электротехнического института. Характерной чертой поселков,улиц, кварталов как военного,так и послевоенного Новоси бирска являлось их слабое обеспечение водой, отоплением, электроэнергией, связью, транспорт ными коммуникациями. Многие территории требовали санитарной очистки, мелиорации, озелене ния. Благоустройство Новосибирска сильно отставало от градостроительного развития. И хотя еще с военных лет в городе действовало Управление благоустройства и коммунальных предприя тий, дефицит средств в местном бюджете не позволял вести благоустроительные работы хотя бы на уровне минимальных потребностей. К примеру, ни денег, ни асфальта не хватало даже на то, чтобы устроить твердое покрытие на центральных улицах. В 1948 году в Новосибирске было всего восемнадцать процентов замощенных улиц (в Свердловске, для сравнения, — 82). А площадь, за нятая в городе зелеными насаждениями, составляла лишь пятую часть от нормативной. Благоуст ройство по-прежнему во многом зависело от энтузиазма и патриотизма новосибирцев, участво вавших в различных субботниках, воскресниках и прочих благоустроительных акциях. Чтобы ликвидировать несоответствие между ростом промышленного развития и насе ления и уровнем коммунального хозяйства, в октябре 1948 года Совет Министров СССР принял постановление «0 мерах помощи городскому хозяйству Новосибирска» и выделил на эти цели тридцать миллионов рублей. Помимо этого, некоторые министерства инвестировали работы в коммунальной сфере через промышленные предприятия. К работе по улучшению благоустройства, водоснабжения, городского транспорта под ключились ведущие предприятия города, в первую очередь — станкостроения, сельскохозяй ственного и среднего машиностроения, металлургической и авиационной промышленности, энер гетики, путей сообщения и др. Работы эти развернулись прежде всего на важнейших магистра лях и площадях города. В течение семи лет в Новосибирске ежегодно асфальтировали и мостили в среднем 200 тысяч квадратных метров дорог и тротуаров, что позволило к концу 1955 года довести длину заасфальтированных улиц почти до 250 километров, а замощенных до ста. Актив нее стало вестись и городское озеленение. Плохо обстояли дела с водоснабжением города. Из небольших средств, отпущенных в первую послевоенную пятилетку, значительная часть ушла на реконструкцию насосно-фильтро- вальной станции и строительство завода коагулянтов. На расширение водопроводной сети де нег почти не оставалось, поэтому и росла она очень медленно: ежегодно вводилось в эксплуата цию не более пяти километров и двадцати водоразборных колонок в частном секторе. Государ ственный жилой фонд Новосибирска был обеспечен водопроводом всего на сорок процентов. Промышленные предприятия, главные потребители воды, с неохотой выделяли средства на его расширение. В еще меньших масштабах шло сооружение канализационных сетей. Их длина с 1940 по 1955 год выросла всего на двенадцать километров. Естественно, что и качество питьевой воды оказывалось низким. Из-за этого Новосибирск вышел на одно из первых мест по заболеваемос ти кишечными инфекциями. Огромное значение для города и развития его транспортных коммуникаций имело со оружение первого автодорожного коммунального моста через Обь. Работы начались в 1952 году под руководством лауреата Сталинской премии М.Н. Власова и продолжались до ноября 1955 года. За это время строители установили двенадцать опор, семь , е пролетов в надводной части по 128 метров каждый, соорудили насыпь-дамбу на левом берегу, путепровод через железнодорожный путь и эстакады из че-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2