Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Под лозунгом «Газета — не личная собственность, она — общественное достояние» повсеместно проводились собрания, на которых разъяснялось высокое назначение печати. Си бирские газеты печатали крупным шрифтом: «У нас мало бумаги. Газеты дороги, берегите их! Грамотный, прочти неграмотному!», «Берегите газету. Читайте сами и передавайте другим!». В газетах печатают критические заметки и списки читателей, которые несвоевременно возвращают литературу. Форма массовой пропаганды — Дни книги. Родился интересный опыт — создание музеев печати. Вслед за омским, в январе 1920 г. создается музей печати в Новони колаевске. В нем проводились выставки газет, журналов, книг, плакатов. В эти годы вырабатываются фундаментальные основы советской библиотечной полити ки. Целевая установка — на массового читателя, на создание такого читателя через ликвидацию неграмотности. Характерной чертой развития советской культуры в конце 1921 — первой половине 1922 г. (то есть на первом этапе введения нэпа) стал материальный и финансовый кризис, вызванный тем, что культурно-просветительные учреждения страны (в первую очередь, в про винции) были сняты с государственного и переведены на местный бюджет и самоокупаемость. Снятие библиотек с государственного снабжения привело к сокращению их числа. Вместе с ними бесследно «исчезли и те немногие сотни книг, брошюр, которые находились в их распо ряжении». Видя тяжелое положение на библиотечном фронте, Сибревком 19 июня 1923 г. вынес постановление «0 платности услуг библиотек». Плата за пользование книгами устанавливалась губернскими отделами народного обра зования. Она не должна была превышать для трудового населения и учащихся, вносящих плату за право обучаться по 1-му разряду, 30 копеек, а для нетрудового населения 50 копеек золотом за абонемент на одну книгу. Красноармейцы и инвалиды пользовались книгами бесплатно. В сельских библиотеках платность не вводилась. «Все суммы, — говорилось в постановлении Сибревкома, — поступающие за пользова ние книгами, образуют специальный библиотечный фонд при соответствующих отделах ОНО и обращаются исключительно на пополнение библиотек книгами и на ремонт книг». Введение платности не дало положительных результатов. Полученные средства оказа лись незначительны, а число читателей резко сократилось. Особенно это наблюдалось в Ново николаевской и Алтайской губерниях. Возникла новая оргструктура — волостные, районные избы-читальни превратились в головные, центральные. При них избирался районный политико-просветительный комитет. Он же осуществлял функции совета изб-читален. В 1925 г. такая структура прочно утвердилась по всей Западной Сибири, объединяя в единое целое 1 033 избы-читальни, превратив их в мощное сред ство политического влияния. Особое внимание уделялось повышению грамотности. Создавались ликпункты. В Новониколаевской губернии в 1923 г. их было 76, в 1924-м — 335. Рост продолжался и в последующие годы. Если в 1920 г. грамотных в Сибири было 20%, то в 1926 г. — уже 45%. Библиотекам, как наиболее массовым идеологическим культурно-просветительным уч реждениям, отводилась важная роль в реализации планов партии. Ленинское указание о созда нии в стране «организованной сети библиотек, которые помогли бы народу использовать каж дую имеющуюся у нас книжку», стало особенно актуальным. 7 марта 1925 г. на пленуме Сибкрайкома ВКП(б) обсуждали вопрос об улучшении дела продвижения книги к массовому читателю, расширении сети библиотек. Однако в целом про цесс шел медленно, так как материальные возможности были ограничены. Индустриализация страны и выполнение первого пятилетнего плана требовали грамотных производственников. Для решения грандиозных задач народного хозяйства армия работников промышленности должна овладеть новой техникой, непрерывно совершенствовать знания, повышать квалифика- 517 т Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2