Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Под лозунгом «Газета — не личная собственность, она — общественное достояние» повсеместно проводились собрания, на которых разъяснялось высокое назначение печати. Си­ бирские газеты печатали крупным шрифтом: «У нас мало бумаги. Газеты дороги, берегите их! Грамотный, прочти неграмотному!», «Берегите газету. Читайте сами и передавайте другим!». В газетах печатают критические заметки и списки читателей, которые несвоевременно возвращают литературу. Форма массовой пропаганды — Дни книги. Родился интересный опыт — создание музеев печати. Вслед за омским, в январе 1920 г. создается музей печати в Новони­ колаевске. В нем проводились выставки газет, журналов, книг, плакатов. В эти годы вырабатываются фундаментальные основы советской библиотечной полити­ ки. Целевая установка — на массового читателя, на создание такого читателя через ликвидацию неграмотности. Характерной чертой развития советской культуры в конце 1921 — первой половине 1922 г. (то есть на первом этапе введения нэпа) стал материальный и финансовый кризис, вызванный тем, что культурно-просветительные учреждения страны (в первую очередь, в про­ винции) были сняты с государственного и переведены на местный бюджет и самоокупаемость. Снятие библиотек с государственного снабжения привело к сокращению их числа. Вместе с ними бесследно «исчезли и те немногие сотни книг, брошюр, которые находились в их распо­ ряжении». Видя тяжелое положение на библиотечном фронте, Сибревком 19 июня 1923 г. вынес постановление «0 платности услуг библиотек». Плата за пользование книгами устанавливалась губернскими отделами народного обра­ зования. Она не должна была превышать для трудового населения и учащихся, вносящих плату за право обучаться по 1-му разряду, 30 копеек, а для нетрудового населения 50 копеек золотом за абонемент на одну книгу. Красноармейцы и инвалиды пользовались книгами бесплатно. В сельских библиотеках платность не вводилась. «Все суммы, — говорилось в постановлении Сибревкома, — поступающие за пользова­ ние книгами, образуют специальный библиотечный фонд при соответствующих отделах ОНО и обращаются исключительно на пополнение библиотек книгами и на ремонт книг». Введение платности не дало положительных результатов. Полученные средства оказа­ лись незначительны, а число читателей резко сократилось. Особенно это наблюдалось в Ново­ николаевской и Алтайской губерниях. Возникла новая оргструктура — волостные, районные избы-читальни превратились в головные, центральные. При них избирался районный политико-просветительный комитет. Он же осуществлял функции совета изб-читален. В 1925 г. такая структура прочно утвердилась по всей Западной Сибири, объединяя в единое целое 1 033 избы-читальни, превратив их в мощное сред­ ство политического влияния. Особое внимание уделялось повышению грамотности. Создавались ликпункты. В Новониколаевской губернии в 1923 г. их было 76, в 1924-м — 335. Рост продолжался и в последующие годы. Если в 1920 г. грамотных в Сибири было 20%, то в 1926 г. — уже 45%. Библиотекам, как наиболее массовым идеологическим культурно-просветительным уч­ реждениям, отводилась важная роль в реализации планов партии. Ленинское указание о созда­ нии в стране «организованной сети библиотек, которые помогли бы народу использовать каж­ дую имеющуюся у нас книжку», стало особенно актуальным. 7 марта 1925 г. на пленуме Сибкрайкома ВКП(б) обсуждали вопрос об улучшении дела продвижения книги к массовому читателю, расширении сети библиотек. Однако в целом про­ цесс шел медленно, так как материальные возможности были ограничены. Индустриализация страны и выполнение первого пятилетнего плана требовали грамотных производственников. Для решения грандиозных задач народного хозяйства армия работников промышленности должна овладеть новой техникой, непрерывно совершенствовать знания, повышать квалифика- 517 т Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2