Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

К концу 1957 г. в репертуаре Новосибирской телестудии появились, помимо прокатных фильмов, киноконцерты, а также передачи, посвященные различным вопросам науки, техники и культуры. К этому времени студия стала получать киноматериалы, тиражируемые Центральным телевидением. Вместе с тем процесс создания собственных передач сдерживался трудностями, преж­ де всего материально-технического характера. Осуществить задуманное режиссерам не позво­ ляли не только имевшаяся в наличии единственная неподвижная телевизионная камера, но зачастую и размеры павильона. Поначалу кинокамеру арендовали у института «Кузбассгипро- шахт». Видеоряд состоял в основном из фотографий. Дикторы, для того чтобы их показать крупным планом, должны были сами подойти к камере. Выступления вокалистов записыва­ лись на магнитофонную ленту в радиокомитете и, уже после этого артист под фонограмму пел с телеэкрана. При той слабой технической оснащенности студии и неопытности ее работников энту­ зиазм и горячая влюбленность в телевидение были, пожалуй, самыми необходимыми качества­ ми для успеха нового дела. На студию пришли люди самых разных профессий: педагоги, инжене­ ры, геологи, архитекторы, бывшие школьники и студенты — все те, кто составил костяк будущего коллектива профессионалов, людей, одними из первых почувствовавших необыкновенную зна­ чимость телевидения, буквально влюбившихся в него. Почти никто не пришел на телевидение профессионально подготовленным. Азы теоре­ тических и практических знаний постигали все: «без отрыва от производства» во ВГИКе, Ленин­ градском институте театра, музыки и кино, ГИТИСе, на различных специальных курсах. Учила и сама телевизионная повседневность, практика, которая проходила каждый день, причем бук­ вально на глазах у самих телезрителей. С каждым годом все более разнообразными становились программы и совершенней тех­ ника. 7 ноября 1958 г. ознаменовалось началом работы большой студии ТВ. Был выдан первый спектакль — «Черноморцы» в исполнении артистов театра «Красный факел». Большой студий­ ный павильон стал незаменимой площадкой для всех телевизионных спектаклей. В 1959 г. теле­ центр приобрел первую передвижную телевизионную станцию — ПТС, что позволило накануне 1960 г. впервые показать зрителям спектакль непосредственно из театра. Транслировалась «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского в постановке «Красного факела». В 1965 г. инже­ нерно-технические работники НСТ первыми в Сибири освоили процесс видеозаписи. В годы становления Новосибирского телевидения его первым главным редактором был В.И. Валентик, главным ре­ жиссером — В.В. Кузьмин (по совместительству — главный ре­ жиссер ТЮЗа). Е.В. Стригун — один из сценаристов художе­ ственных передач студии, стал первым новосибирским работ­ ником телевидения, принятым в Союз журналистов. Звания «Зас­ луженный работник культуры» первым среди студийцев был удостоен в 1971 г. режиссер НСТ В.Н. Гнедков. С.Д. Чавчавад- зе, кинооператор, выпускник ВГИКа, первым среди новосибир­ ских специалистов телевидения получил звание «Заслуженный деятель искусств России». Вадим Николаевич Гнедков (19 3 2— 2000) — режиссер Новосибирской студии телевидения (1957—1995), заслуженный работ­ ник культуры РСФСР. В 1950—1955 гг. учился на ли­ тературном факультете Новосибирского государ­ ственного пединститута. В момент открытия Ново­ сибирской студии телевидения (с мая 1957 г.) ста- В.Н . Гнедков

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2