Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о б о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к добность в нем была уже не столь велика, как в 1930-е годы, когда музыкальная редакция Но­ восибирского радио являлась центром сосредоточения лучших музыкальных сил Западно-Сибирско­ го края. Тогда основной функцией оркестра являлась, в первую очередь, культурно-просвети- тельская. После войны ситуация изменилась. В 1945 г. начал работу крупнейший в Сибири Новосибирский государственный театр оперы и балета. Профессиональных музыкантов гото­ вили музыкальные школы города, консерватория им М.И. Глинки. На повестку дня встал воп­ рос о создании своего независимого симфонического оркестра Новосибирской филармонии. Многие талантливые дирижеры (П.П. Вальдгардт, Б.В. Вернер-Бернадский, Н.Г. Факторо- вич, А.А. Копылов, М.А. Бухдибингер) и музыканты радиокомитета пополнили ряды музы­ кальных коллективов НГАТОиБ и созданный в 1950-е годы симфонический оркестр Новоси­ бирской филармонии. Сегодня сложно однозначно ответить, так ли были необходимы на радио эти сокраще­ ния. Ведь дальнейшая история показала, что единственный коллектив, который ценой неимо­ верных усилий его руководителей — сначала И.М. Гуляева, а в 1980-е годы — В.П. Гусева, ор­ кестр русских народных инструментов, удалось сохранить, стал, по сути, украшением не только Новосибирского радио, города, но и России в целом, получив звание академического (один из четырех в стране) и завоевав мировое признание. Сегодня оркестр имеет богатые традиции, достойный профессиональный уровень, хорошую репетиционную базу. Нынешний зам. предсе­ дателя ГТРК «Новосибирск» В.В. Кашкалда, выражая свое особое отношение к Русскому акаде­ мическому оркестру, сказал: «Какая другая телерадиокомпания может похвастать, что в её составе был коллектив, равных которому, нет в России». В конце 1980-х канула в Лету и профессия диктора. Функции диктора постепенно пере­ шли к самим журналистам. С одной стороны, это повысило ответственность журналистов за про­ изнесенное ими слово, а с другой стороны, была утрачена определенная часть культуры, чистоты русского языка. Пришедшие им на смену диджеи на вновь возникших музыкальных радиостан­ циях чаще всего не обладают теми знаниями и особенностями грамотной речи, которые были присущи дикторам Новосибирского радио. Перед ведущими нового века изначально стоит сов­ сем другая задача: не «сеять доброе, вечное», нести культуру в массы, а своими разговорами ни о чем заполнять паузы между рекламой и музыкальными номерами. Эти процессы и нововведения тесно связаны не только с веянием вре­ мени, совершенствованием техники, а главным образом с политической жизнью 479

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2