Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Л.II . Токарева. 1943 г. здесь, на Новосибирском радио, в исполне­ нии оркестра Е.А. Мравинского впервые про­ звучала Седьмая симфония Д.Д. Шостакови­ ча, ставшая символом героической борьбы со­ ветского народа с фашистскими захватчика­ ми. Здесь же, при областном радиокомитете, при активном участии того же Е.А. Мравинс­ кого был организован Большой симфоничес­ кий оркестр. Судя по рецензиям в прессе, отзывам слушателей и воспоминаниям современни­ ков, профессиональный уровень оркестра считался достаточно высоким, в чем несом­ ненная заслуга музыкантов и дирижеров. В 1940-е годы за пультом стояли И.А. Зак, П.П. Вальгардт. В первой половине 1950-х годов деятельность оркестра была связана с именами главного дирижера Н.Г. Факторовича, ди­ рижеров М.А. Бухбиндера, А.А. Копылова, впоследствии ставшего дирижером Государствен- --------- ^ --- ного акаДемицеского Большого театра в Москве. Годы их деятель- М Ц ш Ё И Н к ности стали временем расцвета новосибирского оркестра на ру- беже 1940— 1950-х годов. В условиях военного времени около 65% от общего объе- ма трансляций составляли программы общественно-политическо- ® го вещания (из них 38% приходилось на материалы ТАСС). Музы- 1 |ш ш кальные произведения звучали в исполнении трех ансамблей при радио: симфонического оркестра, хора и оркестра народных инст­ рументов, с 1943 г. еще и квартета русской народной песни. В ху­ дожественном вещании в основе программ большей частью исполь­ зовались грамзаписи. Несмотря на это, творческому коллективу Новосибирского радиокомитета, в основном, приходилось рабо­ тать в «живом» эфире, т. к. на радио еще не было своей фонотеки. Хотя звукозапись как средство журналистики появилась в конце 1920-х годов, это были еще единичные опыты. Только к концу 30-х началось активное внедрение звукозаписи в программы, главным образом художественно-просветительного направления. Однако лишь после войны запись на магнитную пленку стала технологи­ ческой основой подготовки общественно-политических, а затем и информационных передач. К маю 1945 г. структура радиодела представляла собой тщательно разработанную систему фронтового и тылового веща­ ния. Условия военного времени позволили в еще большей степе­ ни оценить возможности и способность радио вести оперативную пропаганду с учетом всех возрастных групп населения, оценить скорость передачи информации по сравнению с печатными изда­ ниями. Вместе с тем, с окончанием войны возникла острая необ­ ходимость в перестройке и дальнейшем развитии радиовещания, в изменении характера его работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2