Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

крестьянина или посадского человека. Но если учесть разницу в уровне развития производи­ тельных сил русского населения и аборигенных обитателей края, а также насилие, которым сопровождался процесс сбора ясака, следует признать, что фискальный гнет у нерусских на­ родов Сибири был не легче, если не тяжелее, чем у тяглых сословий русского населения края». Ясачный сбор не был единственным видом налогообложения в Сибири на рубеже XVI века. Воеводы в то время широко использовали так называемые приношения «в почесть» — брали пушниной, хлебом, драгоценностями, облагали население различными поборами в свою пользу, брали откуп за назначение для сбора ясака со всех служилых людей. До указа Петра I о государственных крестьянах в Сибири было две группы казенных крестьян: пашенные, связанные с отработочной формой феодальной ренты, и оброчные, кото­ рые платили в казну оброк преимущественно в натуральной форме. По данным ответов воеводских канцелярий на анкеты В.Н . Татищева и особенно — Г.Ф. Миллера, по двенадцати уездам (т.е. на всей территории Западной Сибири без Томского и Кузнецкого ведомств) общее количество государственных крестьян, плативших денежный об­ рок, и разночинцев составляло 33 500 ревизских душ. На этой же территории 16 243 ревизские души выполняли казенную барщину на десятинной пашне, а 11 210 ревизских душ государствен­ ных крестьян были на натуральном оброке. Это означает, что «. ..н а денежной ренте было свыше 54% государственных крестьян; около 27% выполняли отработки на десятинной пашне; ос­ тальные платили натуральный оброк». ОТ ОСТРОГОВ, УПРАВ — К МИНИСТЕРСТВУ Безусловно, утверждать о каком бы то ни было системном налогообложении в XV II— XV III веках, несмотря даже на массу «оброчных статей» и видов податей, нет никаких оснований. Можно лишь обнаружить зачатки формирования основ налоговой системы в реформах косвенного на­ логообложения (1653— 1667), системы прямых налогов (1679— 1681) и таможенных пошлин, что привело к учреждению Бурмистерской палаты или Ратуши (подчиненной Большой Казне) как единого общегосударственного фискального ведомства. В конце X V III — начале XX века взиманием налогов в Сибири, в том числе и на террито­ рии нынешней Новосибирской области, занимались местные органы государственного управле­ ния и сословного самоуправления. К их числу следует отнести Бердский острог (основан в нача­ ле XVII века), Чаусский острог (1713— 1822), Чаусскую судную избу (1743— 1758), Чаусскую суд­ ную контору (1754— 1785), Каинское уездное казначейство(1783— 1798), волостные правления Томской губернии (1798— 1920), Новониколаевскую городскую управу (1909— 1919), а также волостные земские управы, земские избы, земских управителей и т. п. В то время было уже немало документов, регламентирующих и координирующих нало­ говую деятельность в России, в том числе, конечно, и в Сибири. Назовем лишь некоторые из них: Доимочный приказ 1733 года, учрежденный специально для взыскания недоимок, нако­ пившихся за период 1719— 1733 гг.; П.И. Шуваловым предложен кардинальный способ увеличения государственных до­ ходов, состоящий в установлении единой и более высокой цены на соль (цена колебалась от 3,25 до 40— 50 копеек за пуд), который, кстати, был одобрен Сенатом только спустя пять лет — в 1750 году; отмена акциза на табак; создана Комиссия для рассмотрения государственных соляных и вин­ ных сборов; начало масштабной реорганизации канцелярий по финансовой части; '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2