Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о 6 о н и к о л а е 8 с к - Н о 8 о с и б и р с к монтажных работ. Завод еще активно строился, когда в ноябре 1941 года были запущены отдель ные производства. Сооружение завода продолжалось все военные годы. Самое крупное индустриальное строительство в годы войны развернулось на площадке «Сибметаллстроя». Это название бывший «Сибкомбайн» получил накануне войны при очеред ном перепрофилировании его в завод боеприпасов. А в 1941 году он стал называться комбина том № 179. Промышленный гигант встретил Великую Отечественную в стадии незавершенного строительства. Достаточно сказать, что введенными в эксплуатацию оказались лишь пятнадцать процентов мощностей по снарядному производству. Во второй половине 1941 года на строи тельную площадку предприятия прибыли десятки эшелонов с оборудованием эвакуирован ных заводов. Строителям приходилось работать, что называется, с колес. На огромной строй площадке одновременно в разных местах шло создание разнопрофильных производств. Труд ности и сложности преследовали строителей повсюду. Не хватало стройматериалов, техники, трудовых ресурсов. Требовалась перепланировка помещений, подведение коммуникаций. Круп ной проблемой стала некомплектность поступаемого оборудования. Часть эшелонов попадала под бомбежки и прибывала с большими потерями. Что-то в дороге ломалось, что-то просто терялось. Поэтому строители-монтажники очень часто не могли составить полной технологи ческой цепочки. И все-таки, несмотря на многочисленные трудности, сибиряки быстро восста навливали эвакуированные заводы. Строительно-монтажные работы организовывались в три смены. Новые здания возводились с облегченными стенами и перекрытиями. Вместо металла и железобетона широко использовалось дерево. Все это позволяло сократить сроки ввода в эксп луатацию производственных мощностей. Уже к концу 1941 года комбинат № 179 отправил на фронт 580 вагонов с военным снаряжением. Строительство и реконструкция комбината не останавливались на протяжении всех военных лет. Не так споро шли дела на сооружении Новосибирского металлургического завода. Для предприятия такого профиля требовались фундаментальные корпуса, сложное многотонное оборудование. Тем не менее с начала войны ежемесячно осваиваемые объемы капитальных вложений неуклонно росли. И 2 мая 1942 года началось производство тонкой стальной ленты, а к концу года завод обеспечивал потребность новосибирской промышленности в прокатных листах. На стройплощадку завода имени Чкалова эвакуировали оборудование авиационных заводов Москвы, Ленинграда и Киева. На базе этих родственных предприятий начал создаваться крупный авиастроительный завод по производству самолетов-истребителей. И в том, что произ водственные мощности завода имени Чкалова в годы войны динамично развивались (только в 1941— 1943 годах основные фонды здесь выросли почти в полтора раза), огромная заслуга стро ителей монтажного треста № 7. В начале августа 1941 года в Новосибирск прибыл первый эшелон с оборудованием Сестрорецкого инструментального завода. Его разместили на строительном участке треста «Строй- путь» на улице Большевистской. Но для того, чтобы предоставленное здание можно было ис пользовать под производственные цели, требовалось сделать в нем еще до установки оборудо вания капремонт. И в рекордные сроки — за два месяца вместо восьми — силами работников «Стройпути» и рабочих завода сделали. А первую продукцию завод выдал еще раньше — 15 сентября. Ускоренными темпами шло строительство завода «Тяжстангидропресс». Генподрядчи ком выступала ОСМЧ «Севкавтяжстрой» (позднее трест № 43 ). Строительство первой очереди завершилось к 7 ноября 1943 года. Сверхвысокие темпы развития индустрии в Новосибирске очень скоро привели к дефи циту электроэнергии. Поначалу энергостроители основной упор сделали на ввод турбогенератора №2 на ТЭЦ-2, позволявшего удвоить мощность станции. А следом, к концу 1941 года, развернулось в больших масштабах строительство ТЭЦ-3, наибольший вклад в которое внес трест «Сибэнергомонтаж». Осенью
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2