Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о в о н и к о л а е 6 с к - Н о 8 о с и б и р с к ем, в городе было очень мало. Раньше они приезжали из других городов, прежде всего из Томс ка. Но в дальнейшем их начали го то ви ть у себя. Сначала организовали подготовку кадров со среднетехническим образованием. Для чего в августе 1930 года был создан строительный тех никум. Сложнее оказалось наладить подготовку инженеров-строителей. В 1932 году на базе Томского технологического института был создан Новосибирский путейский институт инжене ров транспорта (ныне СГУПС). Через два года в нем состоялся выпуск. Дипломы получили 33 человека, в том числе и тринадцать строителей. А в 1933 году в Новосибирск перевели создан ный тремя годами раньше в том же Томске Сибирский строительный институт. Сибстрин (ныне Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет) стал первым и дол го оставался единственным вузом чисто строительного профиля в Сибирском регионе. Таким образом, с середины 1930-х годов город начал обеспечиваться инженерами-строителями в зна чительной мере за счет выпускников местных учебных заведений. Большое значение в решении производственных задач имело в те годы развертывание соцсоревнования, индивидуального и бригадного ударничества. Хозяйственные и обществен ные органы стремились охватить соревнованием всех без исключения рабочих и инженерно- технических работников, чтобы успешнее решать задачи по улучшению организации труда, уве личению производительности труда, снижению себестоимости строительства и повышения ка чества работ. В таком соревновании было много формализма и показухи, но часто руководству действительно удавалось вызвать массовый трудовой подъем. Не обошло Новосибирск и развернувшееся во второй пятилетке стахановское движе ние. Оно основывалось на рационализации производственного процесса, творческой активнос ти работников. Начавшись во второй половине 1935 года, оно было сразу же подхвачено на стройках города и становилось с каждым годом все более массовым. Новаторы производства появлялись на всех стройках. Они давали от двух до пяти норм в смену. В ГОДЫ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ Начавшаяся Великая Отечественная война спутала планы и установки мирных лет. Все теперь подчинилось наращиванию военно-экономического потенциала страны. Поэтому вместе с промышленностью строительное производство стало перестраиваться на военный лад, что по влекло за собой значительное увеличение объемов строительно-монтажных работ и резкое со кращение сроков ввода объектов в эксплуатацию, а также необходимость серьезного снижения затрат и жесткой экономии материалов. А это требовало соответствующих изменений в органи зации капитального строительства на всех его стадиях. В системе Наркомата строительства СССР начали создаваться особые строительно-мон- тажные части — ОСМЧ. В июле 1941 года такой «частью» стал трест №31, который в конце года вошел в состав эвакуированной из Ростова-на-Дону ОСМЧ «Севкавтяжстрой» (в конце войны организацию переименовали в ОСМЧ «Новосибирскпромстрой»). В первые месяцы войны в столицу Сибири из западных районов вместе с промышленными предприятиями эвакуировались и многие другие строительные структуры. Они прибывали вместе со строительной техникой, администрацией и, частично, с инженерно-техническими и рабочими кадрами. Одни сохраняли самостоятельность, другие вливались в местные стройтресты. Перебазировались в Новосибирск и некоторые специализированные организации. Так, ОСМЧ «Южэлектромонтаж», эвакуированная из Харькова, включила в себя Новосибирское особое монтажное и ряд других управлений, ранее входив ших в ОСМЧ «Уралсибэлектромонтаж». Но в связи с тем, что вновь создан- д е а в Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2