Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о в о н и к о л а е 6 с к - Н о 8 о с и б и р с к ем, в городе было очень мало. Раньше они приезжали из других городов, прежде всего из Томс­ ка. Но в дальнейшем их начали го то ви ть у себя. Сначала организовали подготовку кадров со среднетехническим образованием. Для чего в августе 1930 года был создан строительный тех­ никум. Сложнее оказалось наладить подготовку инженеров-строителей. В 1932 году на базе Томского технологического института был создан Новосибирский путейский институт инжене­ ров транспорта (ныне СГУПС). Через два года в нем состоялся выпуск. Дипломы получили 33 человека, в том числе и тринадцать строителей. А в 1933 году в Новосибирск перевели создан­ ный тремя годами раньше в том же Томске Сибирский строительный институт. Сибстрин (ныне Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет) стал первым и дол­ го оставался единственным вузом чисто строительного профиля в Сибирском регионе. Таким образом, с середины 1930-х годов город начал обеспечиваться инженерами-строителями в зна­ чительной мере за счет выпускников местных учебных заведений. Большое значение в решении производственных задач имело в те годы развертывание соцсоревнования, индивидуального и бригадного ударничества. Хозяйственные и обществен­ ные органы стремились охватить соревнованием всех без исключения рабочих и инженерно- технических работников, чтобы успешнее решать задачи по улучшению организации труда, уве­ личению производительности труда, снижению себестоимости строительства и повышения ка­ чества работ. В таком соревновании было много формализма и показухи, но часто руководству действительно удавалось вызвать массовый трудовой подъем. Не обошло Новосибирск и развернувшееся во второй пятилетке стахановское движе­ ние. Оно основывалось на рационализации производственного процесса, творческой активнос­ ти работников. Начавшись во второй половине 1935 года, оно было сразу же подхвачено на стройках города и становилось с каждым годом все более массовым. Новаторы производства появлялись на всех стройках. Они давали от двух до пяти норм в смену. В ГОДЫ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ Начавшаяся Великая Отечественная война спутала планы и установки мирных лет. Все теперь подчинилось наращиванию военно-экономического потенциала страны. Поэтому вместе с промышленностью строительное производство стало перестраиваться на военный лад, что по­ влекло за собой значительное увеличение объемов строительно-монтажных работ и резкое со­ кращение сроков ввода объектов в эксплуатацию, а также необходимость серьезного снижения затрат и жесткой экономии материалов. А это требовало соответствующих изменений в органи­ зации капитального строительства на всех его стадиях. В системе Наркомата строительства СССР начали создаваться особые строительно-мон- тажные части — ОСМЧ. В июле 1941 года такой «частью» стал трест №31, который в конце года вошел в состав эвакуированной из Ростова-на-Дону ОСМЧ «Севкавтяжстрой» (в конце войны организацию переименовали в ОСМЧ «Новосибирскпромстрой»). В первые месяцы войны в столицу Сибири из западных районов вместе с промышленными предприятиями эвакуировались и многие другие строительные структуры. Они прибывали вместе со строительной техникой, администрацией и, частично, с инженерно-техническими и рабочими кадрами. Одни сохраняли самостоятельность, другие вливались в местные стройтресты. Перебазировались в Новосибирск и некоторые специализированные организации. Так, ОСМЧ «Южэлектромонтаж», эвакуированная из Харькова, включила в себя Новосибирское особое монтажное и ряд других управлений, ранее входив­ ших в ОСМЧ «Уралсибэлектромонтаж». Но в связи с тем, что вновь создан- д е а в Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2