Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
История города Н о б о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к рогосюящего ремонта. В таких помещениях особенно высока вероятность пожаров с тяжелыми последствиями. В предвоенное десятилетие продолжала развиваться сеть строительных организаций города. В 1930 году был создан «Новосибирсксоцстрой» — управление строительством Соцго- рода на левом берегу. Организация обеспечивала жильем строителей и эксплуатационников «Сиб- комбайна» и завода горного оборудования. В том же году приказом ВСНХ РСФСР в Новосибирске было организовано управление капитального строительства Наркомата лесной промышленнос ти РСФСР. После принятия в 1932 году решения о строительстве в Новосибирске первой очереди трамвая эта работа была возложена на «Гордортранстрест». В 1934 году из него был выделен трест трамвайного строительства («Трамвайстрой»), который осуществлял прокладку путей, со оружение трамвайного парка, а также тяговой преобразовательной подстанции. С оформлением в 1939 году строительства в самостоятельную отрасль народного хозяйства связано появление в Новосибирске крупной подрядной строительной организации — треста №31 (позднее трест № 4 3 ). Он взялся за сооружение оловозавода, завода расточных станков (ныне «Тяжстангидроп- ресс» имени Ефремова) и ряда других крупных предприятий. И, наконец, в 1940 году в составе Наркомата авиационной промышленности образовался трест № 7, основным назначением ко торого было сооружение в Новосибирске предприятий авиапромышленности. Помимо произ водственного строительства, трест возводил жилые дома и другие объекты социально-куль турного назначения в правобережной части города. Технический уровень строительного производства в 1930-е годы оставлял желать луч шего и менялся очень медленно. Труд оставался преимущественно ручным. Со временем на го родские стройки стало поступать все больше бетоно- и растворомешалок, лебедок и другой тех ники. При строительстве здания крайисполкома впервые были использованы лифтовые подъемни ки. Для транспортировки грузов все активнее использовались автомобили. На крупных строй ках стали появляться экскаваторы и бульдозеры. Успешно осваивались новые строительные тех нологии. Все шире применялся монолитный железобетон. Развертывание индустриального строительства обострило проблему кадров. Большую часть рабочих на стройках составляли сезонники, не имевшие ни профессии, ни навыков кол лективного труда. Основная их масса проходила подготовку по специальности прямо на строй площадках методом индивидуального или бригадного обучения. Наряду с практическим обуче нием организовывались и краткосрочные курсы теоретической подготовки. А на «Сибкомбайне» в первый год его строительства была создана крупная школа фабрично-заводского обучения (ФЗУ). Такие школы стали появляться и на других строящихся предприятиях города. Только в 1940 году в Новосибирске организовали шестнадцать новых школ ФЗУ и строительных училищ четырнадцать ремесленных училищ и восемь школ Ф30. Во многих из них велась подготовка кадров по строительным профессиям. На формирование крупных строительных коллективов тра тилось много сил, времени, но это оправдывалось и окупалось с лихвой. В 1938 году постановлением Совнаркома Новосибирск был отнесен к «режимным» го родам. Это усложнило для строительных организаций процесс комплектования кадров. Теперь тресты вынуждены были принимать на работу новичков в организованном порядке — в основ ном путем вербовки по нарядам плановых органов. И поскольку накануне войны ускорилось и увеличилось сооружение оборонных предприятий, в распределении трудовых ресурсов наблю далась еще большая централизация. Формировать трудовые коллективы только из жителей Но восибирска становилось невозможно. Динамично развивающемуся строительному производству Новосибир ска с каждым годом требовалось все больше не только рабочих, но и специали- о / стов. Профессиональных строителей, особенно со специальным образовани-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2