Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

История города Н о б о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к рогосюящего ремонта. В таких помещениях особенно высока вероятность пожаров с тяжелыми последствиями. В предвоенное десятилетие продолжала развиваться сеть строительных организаций города. В 1930 году был создан «Новосибирсксоцстрой» — управление строительством Соцго- рода на левом берегу. Организация обеспечивала жильем строителей и эксплуатационников «Сиб- комбайна» и завода горного оборудования. В том же году приказом ВСНХ РСФСР в Новосибирске было организовано управление капитального строительства Наркомата лесной промышленнос­ ти РСФСР. После принятия в 1932 году решения о строительстве в Новосибирске первой очереди трамвая эта работа была возложена на «Гордортранстрест». В 1934 году из него был выделен трест трамвайного строительства («Трамвайстрой»), который осуществлял прокладку путей, со­ оружение трамвайного парка, а также тяговой преобразовательной подстанции. С оформлением в 1939 году строительства в самостоятельную отрасль народного хозяйства связано появление в Новосибирске крупной подрядной строительной организации — треста №31 (позднее трест № 4 3 ). Он взялся за сооружение оловозавода, завода расточных станков (ныне «Тяжстангидроп- ресс» имени Ефремова) и ряда других крупных предприятий. И, наконец, в 1940 году в составе Наркомата авиационной промышленности образовался трест № 7, основным назначением ко­ торого было сооружение в Новосибирске предприятий авиапромышленности. Помимо произ­ водственного строительства, трест возводил жилые дома и другие объекты социально-куль­ турного назначения в правобережной части города. Технический уровень строительного производства в 1930-е годы оставлял желать луч­ шего и менялся очень медленно. Труд оставался преимущественно ручным. Со временем на го­ родские стройки стало поступать все больше бетоно- и растворомешалок, лебедок и другой тех­ ники. При строительстве здания крайисполкома впервые были использованы лифтовые подъемни­ ки. Для транспортировки грузов все активнее использовались автомобили. На крупных строй­ ках стали появляться экскаваторы и бульдозеры. Успешно осваивались новые строительные тех­ нологии. Все шире применялся монолитный железобетон. Развертывание индустриального строительства обострило проблему кадров. Большую часть рабочих на стройках составляли сезонники, не имевшие ни профессии, ни навыков кол­ лективного труда. Основная их масса проходила подготовку по специальности прямо на строй­ площадках методом индивидуального или бригадного обучения. Наряду с практическим обуче­ нием организовывались и краткосрочные курсы теоретической подготовки. А на «Сибкомбайне» в первый год его строительства была создана крупная школа фабрично-заводского обучения (ФЗУ). Такие школы стали появляться и на других строящихся предприятиях города. Только в 1940 году в Новосибирске организовали шестнадцать новых школ ФЗУ и строительных училищ четырнадцать ремесленных училищ и восемь школ Ф30. Во многих из них велась подготовка кадров по строительным профессиям. На формирование крупных строительных коллективов тра­ тилось много сил, времени, но это оправдывалось и окупалось с лихвой. В 1938 году постановлением Совнаркома Новосибирск был отнесен к «режимным» го­ родам. Это усложнило для строительных организаций процесс комплектования кадров. Теперь тресты вынуждены были принимать на работу новичков в организованном порядке — в основ­ ном путем вербовки по нарядам плановых органов. И поскольку накануне войны ускорилось и увеличилось сооружение оборонных предприятий, в распределении трудовых ресурсов наблю­ далась еще большая централизация. Формировать трудовые коллективы только из жителей Но­ восибирска становилось невозможно. Динамично развивающемуся строительному производству Новосибир­ ска с каждым годом требовалось все больше не только рабочих, но и специали- о / стов. Профессиональных строителей, особенно со специальным образовани-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2