Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

История города Н о В о н и к о л ; стандартную, и найти конкретные, и к тому же срочные, пути выхода из той или иной кризисной ситуации. Тем более, что в социальной работе нельзя опираться исключительно на формальный критерий нуждаемости — доход, который не всегда объективно свидетельствует об истинном положении и должен быть дополнен другими признаками, устанавливаемыми только обследова­ нием: степень дееспособности, отсутствие родственников, состояние здоровья, ситуация с ра­ ботой и жильем, асоциальное поведение и т. п. Все это свидетельствовало в пользу повсеместного создания государственной системы социальной защиты населения с первичными звеньями при каждом местном органе власти, с системой специализированных либо комплексных центров социального обслуживания, своей информационно-аналитической базой, квалифицированными кадрами социальных работников, контактами со всеми социальными структурами, включая негосударственные, в поле зрения ко­ торых находятся человеческие беды. Создание такой модели социальной защиты позволяло в то время сделать помощь наиболее адресной и эффективной, заполнить ряд отсутствующих ниш социального обслуживания, дав одним шанс на выживание, а вторым — на реабилитацию в но­ вых экономических условиях. Началом формирования новой российской модели социальной работы стал 1991 год — год перехода от системы социального обеспечения к более широкому понятию — социальная защита. Отправной точкой явился Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году». Согласно Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 543, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписывалось в соответствии с ме­ стными потребностями, приоритетными задачами и экономическими возможностями «содейство­ вать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной по­ мощи различным категориям граждан». На основании этого документа создавалась сеть социальных органов. Особое внимание уделялось комплексности оказания социальной помощи населению, включая материальную, пси­ хологическую, медицинскую, педагогическую, социокультурную поддержку людей, попавших в труд­ ную жизненную ситуацию. Требовалось также разработать новые технологии, формы, методы ра­ боты, подготовить специалистов. Госкомитет по труду и социальным вопросам решением №92 от 23 апреля 1991 г. дополнил перечень профессий в Российской Федерации тремя новыми специ­ альностями: социальный педагог, социальный работник, специалист по социальной работе. Нормативно-правовая база деятельности социальных служб стала формироваться толь­ ко в 1995 году. Государственной думой 15 ноября 1995 г. был принят и с 19 декабря этого же года вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Закон ввел новый стандарт социальной помощи и предусмотрел бо­ лее 20 видов центров социального обслуживания, домов-интернатов, приютов для детей и взрослых. Общая тенденция формирования социальной работы в России отчетливо прослежива­ ется на примере Новосибирска, столицы Сибирского федерального округа. Здесь социальные проблемы оказались острее, заметнее происходила поляризация жителей по размерам доходов. С целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 26.12.91 г. «0 допол­ нительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году» и оказания помощи соци­ ально уязвимым слоям населения было принято решение о создании государственной структу­ ры системы социальной защиты населения. Постановлением главы администрации Новосибирс­ кой области от 23.01.92. №38/1 образуется Управление социальной защиты населения. На первом этапе становления социальной защиты на территориаль­ ном уровне реформирования структуры практически не произошло, были лишь 3 6 4 попытки введения дополнительных штатных единиц в отделы соцобеспечения, которые продолжали заниматься в основном лишь назначением пенсий. Спус-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2