Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
История города Н о В о н и к о л ; стандартную, и найти конкретные, и к тому же срочные, пути выхода из той или иной кризисной ситуации. Тем более, что в социальной работе нельзя опираться исключительно на формальный критерий нуждаемости — доход, который не всегда объективно свидетельствует об истинном положении и должен быть дополнен другими признаками, устанавливаемыми только обследова нием: степень дееспособности, отсутствие родственников, состояние здоровья, ситуация с ра ботой и жильем, асоциальное поведение и т. п. Все это свидетельствовало в пользу повсеместного создания государственной системы социальной защиты населения с первичными звеньями при каждом местном органе власти, с системой специализированных либо комплексных центров социального обслуживания, своей информационно-аналитической базой, квалифицированными кадрами социальных работников, контактами со всеми социальными структурами, включая негосударственные, в поле зрения ко торых находятся человеческие беды. Создание такой модели социальной защиты позволяло в то время сделать помощь наиболее адресной и эффективной, заполнить ряд отсутствующих ниш социального обслуживания, дав одним шанс на выживание, а вторым — на реабилитацию в но вых экономических условиях. Началом формирования новой российской модели социальной работы стал 1991 год — год перехода от системы социального обеспечения к более широкому понятию — социальная защита. Отправной точкой явился Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году». Согласно Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 543, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписывалось в соответствии с ме стными потребностями, приоритетными задачами и экономическими возможностями «содейство вать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной по мощи различным категориям граждан». На основании этого документа создавалась сеть социальных органов. Особое внимание уделялось комплексности оказания социальной помощи населению, включая материальную, пси хологическую, медицинскую, педагогическую, социокультурную поддержку людей, попавших в труд ную жизненную ситуацию. Требовалось также разработать новые технологии, формы, методы ра боты, подготовить специалистов. Госкомитет по труду и социальным вопросам решением №92 от 23 апреля 1991 г. дополнил перечень профессий в Российской Федерации тремя новыми специ альностями: социальный педагог, социальный работник, специалист по социальной работе. Нормативно-правовая база деятельности социальных служб стала формироваться толь ко в 1995 году. Государственной думой 15 ноября 1995 г. был принят и с 19 декабря этого же года вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Закон ввел новый стандарт социальной помощи и предусмотрел бо лее 20 видов центров социального обслуживания, домов-интернатов, приютов для детей и взрослых. Общая тенденция формирования социальной работы в России отчетливо прослежива ется на примере Новосибирска, столицы Сибирского федерального округа. Здесь социальные проблемы оказались острее, заметнее происходила поляризация жителей по размерам доходов. С целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 26.12.91 г. «0 допол нительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году» и оказания помощи соци ально уязвимым слоям населения было принято решение о создании государственной структу ры системы социальной защиты населения. Постановлением главы администрации Новосибирс кой области от 23.01.92. №38/1 образуется Управление социальной защиты населения. На первом этапе становления социальной защиты на территориаль ном уровне реформирования структуры практически не произошло, были лишь 3 6 4 попытки введения дополнительных штатных единиц в отделы соцобеспечения, которые продолжали заниматься в основном лишь назначением пенсий. Спус-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2