Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
С 1961 года в течение 10 лет образуются три психоневрологических детских дома- интерната: Ояшинский, Дубровинский, Обской. В 1961 году в Новосибирской области организует ся первая областная ВТЭК (врачебно-трудовая экспертная комиссия). С 1966 г. начал функциони ровать Заельцовский дом-интернат для престарелых и инвалидов, который в 1982 г. назвали Новосибирским домом ветеранов. В 1973 г. организуется Бибихинский специальный дом-интер нат для лиц, освобожденных из местлишения свободы. В 1978 году образован Обской пансионат для престарелых и инвалидов. В Венгеровском районе области в 1990 году открыт Сибирцевский дом ветеранов. Основными функциями областного отдела социального обеспечения в эти годы явля лись: руководство и контроль за ведомственными районными отделами,учреждениями социаль ного обеспечения и всероссийскими обществами глухих и слепых, контроль за назначением и выплатой пенсий и пособий, врачебно-трудовой экспертизой, протезированием, обеспечением транспортными средствами. Кроме того — трудоустройство, профтехобразование, материаль ная и бытовая помощь, санаторно-курортное лечение, руководство кассами взаимопомощи, стро ительством и капремонтом. В 1968 году постановлением Совета Министров утверждается поло жение о Министерстве социального обеспечения РСФСР. Соответственно, создаются областной и районные отделы, осуществляющие работу по пенсионному обеспечению и социальному обслу живанию населения на своих территориях. В Новосибирской области, в числе первых регионов страны, в 1976 году организован Центр по начислению и выплате пенсий и пособий. В 1990-е годы в России, в регионах страны назрела необходимость радикального изме нения социальной политики. Ее основные принципы пересматриваются в сторону учета интере сов прежде всего семьи, создания условий для ее развития и самообеспечения. Экономические преобразования, связанные с переходом к рыночной экономике, осуществлялись в крайне слож ных условиях. Социальные проблемы становились все более значимыми в развитии государ ства. Социальная цена рыночных преобразований оказалась более высокой, чем ожидало обще ство. Возникновение массовой безработицы и бедности, имущественная дифференциация при общем падении качества жизни, разрушение системы социальных гарантий населению стали повсеместными. Изучение опыта других стран показывает, что в период возникновения кризисов, когда большинство населения чувствует на себе их экстремальное воздействие, только государствен ные службы могут противостоять разрушению материального достатка семьи, массовой безра ботице, нищете, росту преступности и т. д. В период нарастания инфляционных процессов три четверти населения либо попадают в зону застойной бедности, когда стоит проблема физического выживания, либо в пограничные зоны текущей, временной бедности, преодоление которой требует определенных усилий как со стороны общества, так и самой личности. То есть становится актуальной не просто материальная поддержка, а различные формы морально-психологической помощи и юридического консульти рования в целях преодоления межличностных и семейных конфликтов, четкого социального ориентирования, большей информированности и, как следствие, изменение сценария жизни человека в сторону самодостаточности. В начале 90-х годов стало ясно, что для выполнения этих задач уже недостаточно тради ционных форм социального обеспечения в строго фиксированных законом случаях, только для определенных категорий населения и исключительно пенсиями и пособиями. Не являлась выхо дом и общественная благотворительность в силу ограниченности и нестабиль ности источников. Требовались функциональные структуры, реально выпол няющие различные виды социальной работы, находящиеся в непосредствен ной близости от человека, способные оценить ситуацию, в том числе и не- 363 Ш тш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2