Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Государственная система социального обеспечения в Сибири, как и в Европейской России, начала формироваться в конце X V III века с создания Приказов общественного призрения (1782 г. — Тобольский, Томский, Барнаульский, 1823 г. — Енисейский). Однако на рубеже XIX— XX вв., ввиду отсутствия здесь земских учреждений, социальную сферу поддерживала государственная власть, а основными исполнителями являлись губернские распорядительные комитеты, которые, в отличие от земств, не могли производить расходы, «неустановленные законом». Первая мировая война, глубокая экономическая разруха, политический хаос вызвали стремительный рост числа граждан, нуждающихся в поддержке. Под влиянием этого 5 мая 1917 года решением Временного правительства впервые создается общероссийское Министерство государственного призрения, преобразованное после Октябрьской революции в Наркомат госу­ дарственного призрения. Впервые в истории России появился централизованный государствен­ ный орган, объединяющий дело социальной службы. 26 апреля 1918 года Наркомат государственного призрения переименовывается в Нар­ комат социального обеспечения РСФСР. В Сибири к началу 1920 года при Сибревкоме, уездных ревкомах были созданы отделы труда и социального обеспечения. Они занимались вопросами охраны труда, выплаты пособий и пенсий, опекой и попечительством, оказанием натуральной помощи беднейшим слоям населе­ ния, снабжением детских домов. В структуре Сибревкома создается отдел труда и социального обеспечения Томского (Новониколаевского) губревкома, который состоял из 11 подотделов. В том числе: охраны труда, пособий и пенсий; пайковый; помощи натурой; опекунский; оказания помощи пострадавшим от контрреволюции и другие. Главная задача отдела заключалась в снабжении беднейшего населения, а также дет­ ских домов бельем, одеждой, обувью. В то время в губернии имелось 5 домов для престарелых инвалидов семейного типа, в которых находились 126 человек. В ведении собеса г. Новоникола­ евска находились дома инвалидов, приют для детей, богадельня. Уже в те годы предпринимались попытки законодательно определить степень участия различных уровней власти в социальном обеспечении нуждающихся. Напри­ мер, на повестке совещания актива работников Новосибирского областного собеса с участием общественных организаций и учебно-производственных предприятий стоял следующий вопрос: «Проработка Директивного письма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2