Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
а е В с к - Н о б о с и б и р с к И Л И '' При постоянном де фиците финансовых и мате риальных ресурсов самым узким местом в застройке быстро растущ его города было инженерное обеспече ние и благоустройство. На селение и хо зяй ственные организации активно уч а ствовали в разного рода суб ботниках, воскресниках, ме сячниках по благоустрой ству, поддерживая порядок в городе и озеленяя его. Хотя и горсовет не сидел сложа руки. Строились пешеход ные тротуары, проводилось уличное освещение, которое добралось почти до всех го родских окраин. Устанавливались на площадях и других людных местах громкоговорители. Хуже обстояло дело с твердым покрытием улиц. К 1935 году в Новосибирске, занимающем ог ромную территорию, было замощено всего 45 километров улиц. С каждым годом все острее становилась потребность города в коммунальном мосте че рез Обь. В 1931 году горсовет заключил соглашение с трестом «Строймост» на составление про екта и сооружение моста, но по разным причинам приступить к его строительству удалось лишь через двадцать лет. Огромное значение имело для жителей города строительство водопровода. С его вводом суточное потребление воды увеличилось в шесть раз, и с этого времени все строящиеся в цент ральной части города и вдоль основных магистралей многоэтажные каменные дома оборудова лись водопроводом и канализацией. А в 1937 году было положено начало и созданию системы централизованного отопления. Первая теплотрасса в несколько сотен метров прошла к сосед ним зданиям от ТЭЦ-1. В 1930-е годы были заложены основные парки и скверы Новосибирска. Появился Пер вомайский сквер. В середине 1931 года открылся Центральный сад имени Сталина с площадками и сценой, физкультурным городком, тиром, аттракционами. В начале 1930-х рядом со строящим ся соцгородком «Сибкомбайна» был заложен сад «Свобода», переименованный в 1936 году в сад имени Кирова. А в 1932 году открылся для горожан парк «Заельцовский бор», раскинувшийся по берегам Второй Ельцовки на 140 гектаров. Для перевозки отдыхающих был открыт специальный автобусный маршрут. 1930-е годы оказались плодотворными в градостроительном развитии Новосибирска. Были построены наиболее значительные сооружения города, создавшие своеобразие архитек турного облика его центра и силуэта в целом, заложившие основу, которая органически разви валась в последующие периоды. Важнейшим условием ведения строительного производства является бесперебойное обеспечение стройматериалами. Крупные новостройки Новосибирска нуждались прежде всего в стеновых материалах. Главным из них был кирпич. Рост потребностей в нем покрывался за счет уже действующих кирзаводов и строительства новых. В 2 2 1931 году в Новосибирске насчитывалось одиннадцать кирпичных заводов, вы пускавших 130 миллионов штук кирпичей в год. Пять наиболее крупных и ме-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2