Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о В о н и к о л а е 8 с к - Н о 8 о с и б и р с к портных путей. Число рабочих-железнодорожников превышало 9 тыс. человек, служащих-же- лезнодорожников насчитывалось почти З ты с. человек. В конце 1920-х годов ситуация радикально изменилась. В СССР развернулась ускорен­ ная индустриализация, которая должна была проводиться в кратчайшие сроки и любой ценой. Линия на развитие рыночных отношений прерывается. Параллельно с индустриализацией про­ водилась коллективизация сельского хозяйства, которая превратилась в процесс насильствен­ ного огосударствления крестьянских хозяйств с далеко идущими социально-экономическими и политическими последствиями. Новосибирск,таким образом, вступил в новый исторический этап развития с принципиально иными по сравнению с нэпом условиями демографического роста. В городе развернулось крупное промышленное строительство. Форсированные темпы хозяйствен­ ного развития вызвали большую потребность в рабочей силе, и в Новосибирск хлынули десятки тысяч крестьян, выталкиваемых из деревни коллективизацией.Темпы роста численности Ново­ сибирска резко увеличились. На рубеже 1931— 1932 гг. численность населения Новосибирска превысила численность населения Омска. Таким образом, в середине 1932 г. Новосибирск пре­ вратился в крупнейший город Сибири. Эту позицию он удерживает за собой и по настоящее вре­ мя. Сверхвысокие темпы роста были обеспечены исключительно за счет притока сельского насе­ ления и расширения городской территории, в которую включались лежащие поблизости от го­ родской черты деревни. Естественный прирост в формировании населения Новосибирска играл второстепенную роль. В 1926— 1932 гг. удельный вес механического прироста во всем приросте населения Новосибирска составил 81,1%, естественного — 7,8%. Расширение территории горо­ да дало 1 1 , 1 % прироста городского населения. В 1932— 1933 гг. на Советский Союз обрушилась мощная демографическая катастрофа. Она была вызвана голодом, который поразил различные регионы СССР, в том числе и Западную Сибирь. Рождаемость сокращалась, тогда как смертность быстро нарастала. В 1933 г. в Новоси­ бирске появилось на свет всего 6,7 тыс. младенцев, а умерло 8,4 тыс. человек. Таким образом, число умерших превысило число родившихся, что вызвало крайне негативный процесс депопу­ ляции. Среди умерших преобладали мужчины. Их удельный вес во всей совокупности умерших составлял почти 59%. Голод, разразившийся в стране, сопровождался вспышкой эпидемических заболеваний. В Новосибирске снова бушевала эпидемия тифа. Повысилась заболеваемость туберкулезом, вос­ палением легких, дизентерией, различного рода колитами. Это являлось прямым следствием разбалансированного питания, плохих жилищных условий, антисанитарии, слабости здравоох­ ранения. В конечном счете, эпидемии обусловили высокие показатели детской смертности. В 1933 г. из каждых 100 младенцев, родившихся в Новосибирске, свыше 25 не дожили до возраста 1 год. Голод 1932— 1933 гг. негативно отразился и на динамике численности населения Ново­ сибирска. Темпы его роста заметно сократились. В 1933 г. они составили около 3%, против 18% в 1932 г. Однако после 1933 г. темпы роста населения Новосибирска вновь увеличились. Еще одним важным следствием ускоренной индустриализации была кардинальная транс­ формация социальной структуры населения. Торговцы, ремесленники, кустари, обеспечившие во времена нэпа быстрое развитие Новосибирска, вытеснялись из социальной структуры горо­ да. С ними было покончено уже в самом начале 1930-х годов. К концу 1930-х годов Новосибирск превратился в один из крупнейших городов Со­ ветского Союза. По данным переписи 1937 г. население города превысило 360 тыс. человек, а по данным переписи 1939 г. составило 404 тыс. человек. К этому времени Новосибирск из торгово- распределительного пункта превратился в мощный индустриальный центр Сибири. В его насе­ лении теперь явно преобладали рабочие и служащие, занятые в промышлен­ ных отраслях. На их долю, как показала перепись населения 1939 г., приходи­ лось почти 35% самодеятельного населения. Город сохранил за собой и пози­ ции транспортного узла. В этой отрасли трудилось свыше 14% горожан. Высо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2