Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
турбулентных зонах. Изучение проводилось на специально оснащенном реактивном бомбарди ровщике Ил-28, переоборудованном в самолет-лабораторию. «Работая в институте, — вспоминает кандидат географических наук В.Н. Барахтин, — мне пришлось заниматься изучением различных метеоявлений. Были разработаны и внедрены в практику методы прогноза облачности, осадков, метелей. Но больше всего времени и сил отдавалось изучению турбулентности. Турбулентность опасна своей неожиданностью и от сутствием визуальных признаков проявления. Для детального изучения этого явления в ниж нем слое атмосферы группа исследователей из Сибирского НИИ авиации и гидрометеорологи ческого института проводила специальные летные эксперименты». В дальнейшем В.Н. Барахтин и его коллега по институту Р.А. Ягудин входили в группу метеообеспечения на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Вот что вспоминает он об этом периоде своей работы: «Ежедневное заседание комиссии начиналось с доклада — прогноза метеорологов. За двое-трое суток до взрыва такие доклады готовились ежедневно, последний доклад был за 1 час до времени «Ч». В процессе подготовки к взрыву чувствовалось напряжение в работе всех служб поли гона, госкомиссии. Особая ответственность возлагалась на метеорологов. Часто их заключе ние определяло места размещения специальной техники, районы эвакуации военнослужащих из ближайших поселков. Вместе с членами госкомиссии военный и гражданский метеорологи нахо дились на командном пункте в 2-х км от места взрыва в зоне повышенного риска и непрерывно вели метеорологические и аэрологические наблюдения. Сразу после взрыва специальная авиа разведка контролировала движение радиоактивного облака-следа. Участники конференции начальников метеостанций Новосибирского УГМС, март 1939 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2