Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Вспоминает А.П. Ветошкин: «Гидрометрия — это интересно, но всегда очень опасно. 3 мая по Оби плывут отдельные льдины, иногда полностью затопленные. Обеспечив всех рабо­ тающих на лодке-баркасе спасательными средствами, мы вышли для измерения скоростей в створе выше железнодорожного моста. У берега в готовности находилась лодка, подстраховы­ вавшая нас. На берегу готовили свои лодки бакенщики. На лодке-баркасе нас семь человек, в том числе две женщины; все раскреплены по своим местам. Вблизи каждого из нас имеются пробковые спасательные круги. Возглавляет отряд В.Н. Окушко. У руля нахожусь я, помнящий ориентиры захода в створ на вертикали. Выполнив измерения на правой половине реки, мы готовились к перемещению на левую половину. Однако произошло непредвиденное: один из двух якорей от грунта не отделялся и на лодку-баркас не «шел». Испытав приёмы срыва якоря с грунта и не достигнув желаемого, приняли решение: якорь с буйком на поверхности оставить в грунте, доставить другой якорь и завершить изме­ рения. При подготовке буйка ( поплавка) лодка-баркас неожиданно носовой частью погрузилась в воду. Из-под меня она ушла секундой позднее. Я погрузился в воду по грудь, все остальные — полностью. Причиной затопления, я думаю, явилась льдина-топляк, надавившая на тросы, иду­ щие с лодки к якорям. Рядом со мной вынырнули женщины, одна за другой. На одну мы надели спасательный круг, она была худенькая и очень волновалась. Вторая женщина была значитель­ но крепче и смелее, она оперлась на решетку, всплывшую из-под моих ног. Мне осталось рулевое весло. Несколько позднее и дальше вынырнули мужчины и запасная, опрокинувшаяся вверх дном, лодка. Вячеслав Николаевич не растерялся, приказал взяться за руки. Меня отнесло за мосто­ вую опору, поэтому они не могли меня видеть. Их подобрали бакенщики и мотолодка со спаса­ тельной станции. Меня подобрала шлюпка с буксирного парохода, стоявшего у пристани, и доставила на этот пароход, где в бане я согрелся, высушил свою одежду и был удостоен приёма — накормлен у капитана. На Зыряновской я узнал, что нет Павла Пиманкина: он не пришел. На реке с катеров под руководством начальника управления производился поиск лодки-баркаса и Павла Пиманкина, тщетно: его не нашли. Я свидетельствую, что гидрометрия — это очень опасно!» С развитием авиации и открытием регулярных полетов самолетов появилась необходи­ мость в авиационных прогнозах погоды. В 1933 г. на северной окраине города открывается пер­ вая авиационная метеорологическая станция (АМСГ) в аэропорту Северный. В 1944 г. при авиаци­ онном заводе им. В.П. Чкалова организуется метеорологическая оперативная группа. В 1957 г. в 30 км к западу от города открывается вторая авиационная метеорологическая станция в аэро­ порту Толмачево. На базе этой станции в 1964 г. создается авиаметеорологический центр (АМЦ), с 1970 г. — это крупнейший за Уралом Новосибирский зональный АМЦ. С июля 1957 года начались регулярные рейсы из Толмачево в Москву самолета Ту-104, вмещавшего до 100 пассажиров. Для авиационно-технического и метеорологического обеспе­ чения самолета Ту-104 в городском аэропорту ежедневно формировалась дежурная смена, в которую входили руководитель полетов, диспетчеры, работники связи и синоптик. В 9 часов утра на самолете Ил-14 эту группу за 5 минут перевозили из Новосибирска в Толмачёво, в 18 часов этим же самолетом — обратно. На дежурства вылетали поочередно опытные синопти­ ки. С 1958 года перешли на суточные дежурства. Очень полезными оказались, так называемые, облёты авиатрасс. Каждый синоптик, работающий на АМСГ, имел право 2— 3 раза в году совер­ шать такие полеты, находясь в кабине экипажа, наблюдать за погодой, видеть «результаты своей работы», знакомиться с действиями экипажа. В те годы большое внимание уделялось изучению условий полетов на высотах 8 — 12 км новых типов высотно-скоростных самолетов Ту-104, Ил-18, Ан-10. В первые годы их эксплуата­ ции произошло сразу несколько авиакатастроф, поэтому правительство при­ нимает решение провести широкие исследования (в том числе метеорологи­ ческие) условий полетов с привлечением научных коллективов. Кроме чисто д 2 | камеральной работы, была предоставлена уникальная возможность полётов в шшшЯШЯ 21 Заказ № 717

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2