Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о в о н и к о л а е в с к - Н о в о с и б и р с к До сих пор хранится в архиве станции документ, подписанный Сталиным, — Постановле ние № 126(45), где под строкой «21 января 1950 г. Москва. Кремль» значится: «В целях подго товки к строительству новых электростанций Совет Министров СССРпостановляет: 1. Разрешить Министерству электростанций: а) организовать в январе 1950 года управления по строительству Иркутской. Новоси бирской. Нарвской и Белореченской гидроэлектростанций...» Ма эти цели каждой будущей станции выделялось по 2 миллиона рублей, стройки объяв лены всенародными. В конце I квартала того же года создается управление «Новосибирскгэсстрой». Место строительства гидроузла было оторвано от баз Новосибирска, начинать приходи лось на пустом месте. Предстояло соорудить подъездные шоссейные и железнодорожные пути, наладить энергоснабжение и связь, построить жилье для строителей, подсобно-вспомогатель ные предприятия. Все это осложнялось тем, что основные сооружения гидроузла располагались на обоих берегах, и поэтому возникла необходимость дублирования баз и подсобных предприя тий, служб и подразделений. Для обеспечения строительства качественным камнем организовали карьер на базе Буготакского месторождения диабаза, расположенного в 100 километрах от стройплощадки, куда протянули железнодорожную ветку и линию электропередачи. В 1950 году началось строительство подъездного пути к будущему гидроузлу от Томской железной дороги, а также складов и линий электропередачи. После опубликования решения правительства о строительстве Новосибирской ГЭС в управление потянулся поток людей, желавших принять участие в сооружении первой электро станции на Оби. Оперативно был сформирован руководящий персонал стройки во главе с на чальником Василием Васильевичем Ивановым. Появилась первая техника, быстро стали возни кать жилые времянки-самостройки, землянки. Люди не пугались трудностей. На строительство приезжало немало молодых специалистов после окончания институтов. Первая железнодорожная ветка Чемская — Гидроузел, первый кубометр бетона, пер вый трансформаторный киоск, первая линия электроснабжения и св язи ... Ввод каждого такого объекта радовал, поднимал у людей веру в свои силы. В период перекрытия Оби и подготовки к пуску первого агрегата в городе создается комитет содействия строительству, в состав которого вошли руководители областных и город ских организаций, директора крупных предприятий. По решению комитета в пиковый период на стройку предприятия командировали рабочих, на заводах Новосибирска изготавливали необхо димые детали и оборудование. В ходе строительства возникало немало проблем технического порядка, ведь до этого опыта сооружения крупных гидроузлов в суровых климатических условиях Сибири не было. В их решении помощь оказали научно-исследовательские организации и институты Новосибирска, Западно-Сибирский филиал Академии наук СССР. Вопросы строительства Новосибирского гид роузла рассматривались на специальной сессии Сибирского филиала Академии наук. Внимание к первой гидростанции, сооружаемой на Оби, было всеобщим. Схема перекрытия складывалась постепенно. Предлагались девять различных вариан тов. Для поиска оптимальных условий перекрытия и пропуска паводка ученые Новосибирского водного института и Сибстрина провели лабораторные модельные исследования. Приняли ре шение о перекрытии русла Оби в 1956 году, причем, в связи с резким увеличением поставок зерна с целинных земель, его рекомендовали осуществить без перерыва судоходства. Оставленный для прохождения судов проран шириной 150 метров решили перекрывать по специальной схеме с помощью наплавного понтонного моста длиной 59 мет ров и трехпролетного ряжевого моста. Между ними оставалась свободная про тока шириной 46,5 метра. Предполагалось засыпать ее с торцов обоих мостов, 2 7 5 I создать остров, а затем произвести одновременную отсыпку с ряжевого и на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2