Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о б о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к традиционную красную ленточку, генеральный директор «Новосибирскэнерго» Корней Гиберт. Он особо подчеркнул, что работы по монтажу генератора завершены точно в запланированные сроки. Турбина, поступившая с Ленинградского металлургического завода, и генератор, изго­ товленный на новосибирском заводе «ЭЛСИБ», в производстве которого принимали участие спе­ циалисты французской компании «Жемон Индюстри», отвечают самым современным мировым стандартам. Бригадам производственно-ремонтного предприятия «Новосибирскэнерго» и спе­ циалистам ЗАО «Новосибирскэнергоспецремонт», ЗАО «СибКОТЭС» удалось за несколько меся­ цев смонтировать сотни тонн металлоконструкций, проложить километры трубопроводов и элек­ трокабелей, произвести наладку приборов и автоматики. Пуск третьего турбогенератора позволил увеличить мощность ТЭЦ до 114 мегаватт. Мо­ дернизация станции продолжается. ТЭЦ-4 1948 год должен был стать для Новосибирска годом рождения автогиганта. На северо- западной окраине города начиналось строительство крупнейшего в стране автозавода. Через болотную топь, там, где проходит сейчас улица Богдана Хмельницкого, прокладывалась дорога, подходили составы с оборудованием, строились первые заводские корпуса. Две эксперимен­ тальные грузовые машины марки НАЭ-253 даже уже собрали. Но в октябре Москва делает дру­ гой выбор. В начавшейся ядерной гонке сверхсекретному предприятию, обозначенному как п/я 80, надлежало сыграть заметную роль в повышении обороноспособности страны. Слабенькое наследство Новосибирского автозавода, так и не успевшего подняться на ноги, никак не могло устроить начавшееся мощное строительство. Некоторые заводские корпуса отапливались от ...паровозов или от ...бочек, в которых прямо в цехах разводили огонь. Мощ­ ный собственный энергоисточник, который бы надежно обеспечил будущее предприятие и дру­ гие заводы района, а также растущий жилой поселок электричеством и теплом, был необходим, как воздух. Тепловую электростанцию, тогда десятый цех п/я 80, заложили в 1950 году. По-настоящему строительные работы удалось развернуть только на следующий год. Производство было строго секретным и находилось под усиленной военной охраной. Прибыва­ ющих на строящуюся ТЭЦ молодых специалистов, окончивших энергетические институты и тех­ никумы, обстановка поначалу неприятно поражала и тем, что приходилось работать среди зак­ люченных, ведущих монтаж оборудования, и почти военной строгостью дисциплины. Жили кто в бараках, кто в клубе, отданном под общежитие. Рабочий день был категорией чисто условной. Сроки пуска назначили очень жесткие, а опыта у молодых не хватало. Чтобы немного натаскать молодежь, недавних студентов на месяц-два отправляли на городские ТЭЦ. Вернувшись, они уже работали с документацией, писали инструкции, занимались обучением персонала. В качестве рабочих принимались выпускники ремесленных училищ — токари, слесари, фрезеровщики, за­ частую имевшие о котлах и турбинах самое отдаленное представление. Тем не менее к пуску первого котла персонал подготовили. Помогли «морячки». Демобилизованных с флота встреча­ ли на ТЭЦ с распростертыми объятиями: они хорошо знали котельное и турбинное оборудова­ ние, были привычны к строгому порядку и дисциплине. Первые пусковые операции поэтапного апробирования оборудования начались с марта 1952 года. Под рабочую нагрузку первый котел был пущен 4 октября 1952 года. Этот день по решению коллектива и считается днем рождения ТЭЦ-4. А 31 декабря 1952 года завод получил «свое» электричество — в сеть под нагрузку включился турбоагрегат № 1 мощностью 12 МВт. К концу 1954 года были закончены строительство и монтаж первой 2 7 0 очереди ТЭЦ — четыре котла ЦКТИ-75 и два турбогенератора АПТ-12 на общую установленную мощность 24 МВт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2