Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о В о н и к о л а е в с к - Н о В о с и б и р с к Теплоснабжающая система Новосибирска принадлежит к числу наиболее сложных теп­ лофикационных систем страны. Большая протяженность сетей, разбросанность потребителей и пересеченный рельеф местности с колебанием отметок земли от 100 до 215 метров, значитель­ ный радиус действия, до 25 км — все это усложняет эксплуатацию системы. Правильно распре­ делить тепло потоков по теплоносителям, установить нужные параметры в такой сети непросто. Может быть, поэтому новосибирские теплосетевики одними из первых в стране взяли себе на вооружение электронную технику, создали свой компьютерный центр. По масштабам развития новосибирские тепловые сети входят в пятерку крупнейших в России. К пяти источникам тепла, работающим на магистральную сеть, подключено 11 ООО рас­ пределительных пунктов теплоэнергии с суммарным расчетным расходом теплоносителя 66 ООО кубометров в час. Общая протяженность тепловых сетей по городу составила к началу третьего тысячелетия 1 200 километров. Около 900 из них — внутриквартальные, за состоянием которых следит МУП «Энергия», 315 километров — магистральные, находящиеся на балансе филиала «Теп­ ловые сети» ОАО «Новосибирскэнерго». С 1 октября 2003 года в Новосибирске создано уникальное предприятие, подобных ко­ торому до этого не было в России. Управление тепловых сетей «Новосибирскэнерго» объединя­ ется с муниципальным унитарным предприятием «Энергия», обслуживающим внутрикварталь­ ные тепловые сети, в единую управляющую компанию «Новосибирскгортеплоэнерго». В ее за­ дачу входит централизованное надежное теплоснабжение города, оказание полного комплекса услуг по транспортировке тепла и передаче его потребителям. БАРАБИНСКАЯ ТЭЦ В 1946 году в связи с намеченной электрификацией Транссиба Советом Министров СССР принимается решение о строительстве Барабинской ГРЭС. Первоначально ее планировалось построить в городе Барабинске, на Марандинской гри­ ве, как раз на середине одного из самых напряженных участков Западно-Сибирской железной дороги — перегона Омск— Новосибирск. Однако специальная комиссия, приехав на место пред­ полагаемой строительной площадки и изучив геологические и другие данные, пришла к выводу, что строить ГРЭС целесообразнее в городе Куйбышеве, в непосредственной близости от водного источника — реки Омь. Однако название — Барабинская ГРЭС — осталось. Оно соответствовало и назначению станции, и ее местоположению в Барабинской степи. В начале зимы 1948 года в Куйбышев приехали первые строители во главе с начальником строительно-монтажного поезда-108 Н.А. Шелеповым. Народ съезжался на стройку с разных го­ родов страны, рабочих рук требовалось много. Предстояло осилить большой объем земляных ра­ бот, а на строительство выделили всего два экскаватора, кран «Пионер» да сто лошадей. Поэтому многие работы велись вручную. С помощью костров разогревали промерзшую землю и лопатами в три смены рыли котлован под фундамент главного корпуса. Одновременно со строительством глав­ ного корпуса возводились инженерные сооружения, шли работы по монтажу оборудования. В мае 1953 года начался монтаж основного оборудования ГРЭС. Одновременно подби­ рался будущий персонал станции. Он состоял в основном из опытных работников новосибир­ ских ТЭЦ. 15 декабря 1953 года, несмотря на мороз, на станции собралось много народа. В этот день предстояло запустить на пробные обороты первый турбогенератор. Поскольку других дей­ ствующих энергетических установок поблизости не было, пуск осуществлялся с помощью энер­ гопоезда мощностью 5000 киловатт. А 22 января 1954 года турбогенератор № 1 и котел № 1 были приняты в эксплуатацию. Вслед за первым агрегатом ударными темпами смонтировали следующие турбины и котлы. Через год стан­ ция достигла своей проектной мощности — 75 тысяч киловатт. Эти мощности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2