Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Большая энергетика Новосибирска Н о б о н и к о л а е б с к - Н о В о с и б и р с к К концу войны по электрическим сетям Новосибирска передавалось энергии в 3,2 раза больше, чем в 1940 году. Но все же это не снимало напряжения с энергообеспечением. В первые послевоенные годы положение по-прежнему оставалось сложным, хотя ограничения бытовых потребителей в октябре 1945 года были сняты. Когда потребовалось реконструировать ЛЭП 35 кВ, идущую от ТЭЦ-1 к подстанциям «Цен тральная» и «Октябрьская», то на это было выделено всего четверо суток вместо 6— 7, положен ных по нормативу. Работы велись круглосуточно, люди отдыхали ночами не больше трех часов. Все знали, что стоят заводы, фабрики, и стремились завершить ремонт досрочно. В начале 1950-х началось строительство ЛЭП-110 длиной 165 километров для электри фикации железной дороги и питания тяговых подстанций. 31 октября на участке Инская — Чулымская прошел первый опытный рейс грузового состава. Но строители так спешили отра портовать о завершении работ, что забыли смонтировать гасители вибрации, поэтому в первые же дни эксплуатации провода стали повреждаться. Кроме того, отсутствовал на ЛЭП и грозоза щитный трос. Работникам электросетей пришлось самим доводить линию до рабочего состоя ния, причем без снятия напряжения с одной цепи. Полностью грузовые поезда были переведе ны на электрическую тягу на участке Инская — Чулымская лишь 1 марта 1952 года. В 1955-м, через полтора года после того, как вошли в строй первые турбогенераторы Барабинской ТЭЦ, новосибирская энергосистема включилась на параллельную работу с омской энергосистемой. Линия электропередачи Новосибирск — Барабинск — Омск обеспечила пере вод в 1955 году на электрическую тягу Транссибирской железнодорожной магистрали на всем протяжении от Новосибирска до Омска. В 1958 году закончена электрификация железнодорож ной магистрали Восточного направления, и 27 ноября 1958 года в 10 часов вечера был погашен последний паровоз. Через всю область от станции Татарская до станции Болотная составы стали водить электровозы. Появление этих линий дало возможность централизованно обеспечивать электроэнер гией и отдаленные от областного центра сельские районы. В начале прошлого столетия в сибирских деревнях имели слабое представление об элек тричестве. Лишь в 20-х годах в некоторых больших селах Новосибирской области начали соору жаться небольшие электроустановки, дающие ток радиоузлам, клубам, школам. Возникали они по инициативе местных стихийно возникающих товариществ, на кооперативных началах, неред ко с помощью промышленных предприятий Новосибирска. В 1923 году в Москве учреждается акционерное общество «Электросельстрой», целью которого становится электрификация и радиофикация преимущественно сельских районов стра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2