Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о В о н и к о л а е В с к - Н о I! о с и 6 и р с к ЭЛЕКТРОСЕТИ На заре XX века, как только заработала в Новониколаевске первая городская электро­ станция, на улицах города появились линии электропередачи. Протяженность линий была неве­ лика, всего несколько километров. К началу 20-х годов электрические сети охватывали лишь часть Красного проспекта и центральную часть города. Но с пуском турбин ТЭЦ-1, а затем и ТЭЦ-2 электрификация города стала развиваться бурными темпами. В начале 1933 года цех сетей ТЭЦ -1 был преобразован в самостоятельное производ­ ственное предприятие — управление электросетей Новосибирского энергокомбината. Под его контролем в ту пору оказались 81 километр воздушных электролиний, 69 километров — кабель­ ных, 47 трансформаторных подстанций общей мощностью 3 715 кВт. После того, как начала выда­ вать свой первый ток ТЭЦ-2, в РЭУ «Запсибэнерго» было организовано «Новосибирское объеди­ ненное управление строительства и эксплуатации Правобережной ГРЭС Левобережной ТЭЦ и элек­ тросетей». В 1933 году по решению Наркомтяжпрома оно стало структурным подразделением Но­ восибирского энергетического комбината. Именно эту дату — 21 мая 1933 года — новосибирские сетевики считают днем рождения своего предприятия — «Управления электросетей». В начале тридцатых годов в Новосибирске строилось и расширялось много промышлен­ ных объектов. Для всех для них жизненно необходимым было надежное, бесперебойное энерго­ обеспечение. В 1934 году вошла в строй тяговая подстанция на улице Мичурина, и электриче­ ство стало не только освещать город, питать предприятия и жилые кварталы, но и обеспечивать движение трамваев. В 1937 году из состава электросетей выделилось предприятие «Энергосбыт». Годом позже организована электролаборатория и впервые проведено испытание 80 процентов кабель­ ных линий. В начале 40-х годов создана оперативная служба электросетей. В предвоенные годы активно шло и строительство линий электропередачи, а также рай­ онных подстанций напряжением 35 кВт для создания дополнительных источников питания сети и подачи электроэнергии на окраины города и в пригородные районы. В 1937 году ввели в экс­ плуатацию первую в Новосибирске распределительную подстанцию «Центральная», в мае 1941 года — вторую подстанцию — «Октябрьская» с мощными трансформаторами, а также потреби­ тельские подстанции «Чкаловская», «Обувная», «Инская», «Стрелочная» и питающие их линии электропередачи от ТЭЦ-1. «Строительство этих объектов начиналось и велось по еще не * остывшим» черте­ жам нашего отдела, — вспоминает старший инженер-механик проектного отдела управления электрических сетей А.А. Катанухин. — Сособыми трудностями мы столкнулись при проекти­ ровании воздушного перехода ЛЭП ТЭЦ-2 — ТЭЦ-1 по железнодорожному мосту. Железнодорож­ ники встретили этот вариант в штыки. При согласовании технических условий они выдвину­ ли миллион всяческих требований и оговорок, среди которых были и такие: «Проектирование вести в помещении технического отдела Управления железной дороги и только в рабочее вре­ мя, никакой документации из помещения не выносить». Не меньше возражений появилось и при включении этого перехода в эксплуатацию. К железнодорожникам присоединились связисты, которые боялись влияния высоковольтной ли­ нии на коммуникации связи, проложенные по тому же железнодорожному мосту. Не доверяя инженерному расчету, они потребовали проверки ЛЭП на работу связи опытным путем. Для про­ ведения эксперимента была создана комиссия из представителей энергосистемы, железнодо­ рожников и связистов. «Насколько пристрастны были противники прокладки перехода, сви­ детельствует «недоразумение, происшедшее в ходе испытаний, — отмечает А. А. Катанухин. — После первого подъема напряжения на щитуправления по­ ступило сообщение, что результаты замеров вызывают тревогу, после вто-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2