Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о В о н и к о л а е В с к - Н о I! о с и 6 и р с к ЭЛЕКТРОСЕТИ На заре XX века, как только заработала в Новониколаевске первая городская электро станция, на улицах города появились линии электропередачи. Протяженность линий была неве лика, всего несколько километров. К началу 20-х годов электрические сети охватывали лишь часть Красного проспекта и центральную часть города. Но с пуском турбин ТЭЦ-1, а затем и ТЭЦ-2 электрификация города стала развиваться бурными темпами. В начале 1933 года цех сетей ТЭЦ -1 был преобразован в самостоятельное производ ственное предприятие — управление электросетей Новосибирского энергокомбината. Под его контролем в ту пору оказались 81 километр воздушных электролиний, 69 километров — кабель ных, 47 трансформаторных подстанций общей мощностью 3 715 кВт. После того, как начала выда вать свой первый ток ТЭЦ-2, в РЭУ «Запсибэнерго» было организовано «Новосибирское объеди ненное управление строительства и эксплуатации Правобережной ГРЭС Левобережной ТЭЦ и элек тросетей». В 1933 году по решению Наркомтяжпрома оно стало структурным подразделением Но восибирского энергетического комбината. Именно эту дату — 21 мая 1933 года — новосибирские сетевики считают днем рождения своего предприятия — «Управления электросетей». В начале тридцатых годов в Новосибирске строилось и расширялось много промышлен ных объектов. Для всех для них жизненно необходимым было надежное, бесперебойное энерго обеспечение. В 1934 году вошла в строй тяговая подстанция на улице Мичурина, и электриче ство стало не только освещать город, питать предприятия и жилые кварталы, но и обеспечивать движение трамваев. В 1937 году из состава электросетей выделилось предприятие «Энергосбыт». Годом позже организована электролаборатория и впервые проведено испытание 80 процентов кабель ных линий. В начале 40-х годов создана оперативная служба электросетей. В предвоенные годы активно шло и строительство линий электропередачи, а также рай онных подстанций напряжением 35 кВт для создания дополнительных источников питания сети и подачи электроэнергии на окраины города и в пригородные районы. В 1937 году ввели в экс плуатацию первую в Новосибирске распределительную подстанцию «Центральная», в мае 1941 года — вторую подстанцию — «Октябрьская» с мощными трансформаторами, а также потреби тельские подстанции «Чкаловская», «Обувная», «Инская», «Стрелочная» и питающие их линии электропередачи от ТЭЦ-1. «Строительство этих объектов начиналось и велось по еще не * остывшим» черте жам нашего отдела, — вспоминает старший инженер-механик проектного отдела управления электрических сетей А.А. Катанухин. — Сособыми трудностями мы столкнулись при проекти ровании воздушного перехода ЛЭП ТЭЦ-2 — ТЭЦ-1 по железнодорожному мосту. Железнодорож ники встретили этот вариант в штыки. При согласовании технических условий они выдвину ли миллион всяческих требований и оговорок, среди которых были и такие: «Проектирование вести в помещении технического отдела Управления железной дороги и только в рабочее вре мя, никакой документации из помещения не выносить». Не меньше возражений появилось и при включении этого перехода в эксплуатацию. К железнодорожникам присоединились связисты, которые боялись влияния высоковольтной ли нии на коммуникации связи, проложенные по тому же железнодорожному мосту. Не доверяя инженерному расчету, они потребовали проверки ЛЭП на работу связи опытным путем. Для про ведения эксперимента была создана комиссия из представителей энергосистемы, железнодо рожников и связистов. «Насколько пристрастны были противники прокладки перехода, сви детельствует «недоразумение, происшедшее в ходе испытаний, — отмечает А. А. Катанухин. — После первого подъема напряжения на щитуправления по ступило сообщение, что результаты замеров вызывают тревогу, после вто-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2