Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
том числе и Закаменская роща. В соответствии с пятилетним планом благоустройства были зало жены городские питомники общим размером около двадцати гектаров для выращивания сажен цев деревьев, плодово-ягодных кустарников и цветов. Вскоре они понадобились при разбивке сада на территории бывшего городского кладбища (нынешний Центральный парк) и сквера за Домом Ленина. Одновременно органы местного самоуправления приняли решение о запреще нии рубки и заготовки леса в пригородной зоне. Строительное производство в Новосибирске в 1920-е годы сдерживали два важных фак тора: оставлявшая желать лучшего технология выпуска местных материалов и низкий уровень механизации строительства. Основными орудиями труда являлись кирки, лопаты, топоры, тачки, «козы», грабарки и т.д . Большой редкостью были растворомешалки. Из подъемных механизмов наибольшее распространение получили самодельные краны-укосины. Основная часть материа лов и оборудования завозилась на стройки на лошадях. К середине 1920-х годов средства на строительство государственных объектов стали распределяться по наркоматам. Работы по новому строительству, ремонту и восстановлению зда ний выполнялись преимущественно хозяйственным способом. С 1925 года начал вытесняться частный подряд. И в 1928 году выполнение строительных работ частными лицами было полнос тью ликвидировано. Действовали лишь государственные и кооперативные строительные орга низации. НА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ВОЛНЕ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК В первые годы советской власти в Новосибирске были подготовлены условия для круп номасштабного капитального строительства. Молодой быстрорастущий город стал привлекатель ным для промышленных наркоматов. Многие хотели разместить здесь свои предприятия, и это полностью соответствовало планам городских руководителей,желавших превратить Новосибирск в крупный индустриальный центр Сибири. Уже в предварительных набросках первого пятилет него плана в Новосибирске намечалось строительство 65 новых заводов машиностроительного, металлургического, химического профиля и крупных предприятий легкой и пищевой промыш ленности. Предполагалось также дальнейшее развитие Новосибирска и как транспортного узла. Экономический рост неизбежно вел к увеличению населения и еще более масштабному градо строительству.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2