Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

том числе и Закаменская роща. В соответствии с пятилетним планом благоустройства были зало­ жены городские питомники общим размером около двадцати гектаров для выращивания сажен­ цев деревьев, плодово-ягодных кустарников и цветов. Вскоре они понадобились при разбивке сада на территории бывшего городского кладбища (нынешний Центральный парк) и сквера за Домом Ленина. Одновременно органы местного самоуправления приняли решение о запреще­ нии рубки и заготовки леса в пригородной зоне. Строительное производство в Новосибирске в 1920-е годы сдерживали два важных фак­ тора: оставлявшая желать лучшего технология выпуска местных материалов и низкий уровень механизации строительства. Основными орудиями труда являлись кирки, лопаты, топоры, тачки, «козы», грабарки и т.д . Большой редкостью были растворомешалки. Из подъемных механизмов наибольшее распространение получили самодельные краны-укосины. Основная часть материа­ лов и оборудования завозилась на стройки на лошадях. К середине 1920-х годов средства на строительство государственных объектов стали распределяться по наркоматам. Работы по новому строительству, ремонту и восстановлению зда­ ний выполнялись преимущественно хозяйственным способом. С 1925 года начал вытесняться частный подряд. И в 1928 году выполнение строительных работ частными лицами было полнос­ тью ликвидировано. Действовали лишь государственные и кооперативные строительные орга­ низации. НА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ВОЛНЕ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК В первые годы советской власти в Новосибирске были подготовлены условия для круп­ номасштабного капитального строительства. Молодой быстрорастущий город стал привлекатель­ ным для промышленных наркоматов. Многие хотели разместить здесь свои предприятия, и это полностью соответствовало планам городских руководителей,желавших превратить Новосибирск в крупный индустриальный центр Сибири. Уже в предварительных набросках первого пятилет­ него плана в Новосибирске намечалось строительство 65 новых заводов машиностроительного, металлургического, химического профиля и крупных предприятий легкой и пищевой промыш­ ленности. Предполагалось также дальнейшее развитие Новосибирска и как транспортного узла. Экономический рост неизбежно вел к увеличению населения и еще более масштабному градо­ строительству.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2