Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о В о н и к о л а о И о к - Н о В о с и Г» и р с к кусив, все итээровцы шли на стройку — гнули арматуру, рубили железо, носили его на леса, укладывали опалубку. Работа шла до самого утра, и с каждой ночью все выше и выше поднима­ лись по растущим стенам главного корпуса лучи прожекторов, освещавших рабочую площадку. Возникали трудности и другого рода. На втором участке строительства нужно было за­ ложить основание углеразгрузочной эстакады. Едва выкопали котлован, как его стали заполнять грунтовые воды. День и ночь с помощью трех насосов пытались их откачать, но приток не пре­ кращался. Что делать? Отодвинуть работы на зиму, когда грунт промерзнет? Но тогда сооруже­ ние эстакады отодвинется на полгода, будут сорваны сроки пуска всей станции. На выручку при­ шла Елена Мещерякова — молодой инженер. Она предложила искусственно понизить уровень грунтовых вод. Метод, который она предложила, выглядел рискованным, но был все же принят. Шесть дней клокотал котлован. Грунт поднимали транспортерами. Насосы успевали от­ качивать весь приток воды. Расчет оказался верным. Углеразгрузочная эстакада была построе­ на в срок. Оригинальная инженерная мысль сыграла решающую роль и при строительстве другой важной части станции — градирни. Дело осложнялось тем, что сооружение подобного рода было в Советском Союзе вторым по счету, опыта по его возведению почти не имелось. На станции объявили конкурс на лучший метод производства работ. Из 10 представленных проектов пер­ вую премию получил проект прораба Семенова. Он заключался в следующем: коренные леса отвергались, рабочие должны были подниматься по башне вверх с помощью механизмов, назы­ ваемых ползунками, которые служили основой для подвесных лесов. Эта конструкция требовала всего 25 кубометров пиломатериалов, позволяла обойтись меньшим количеством рабочих и обес­ печивала довольно высокую скорость подъема. Однако первый пробный подъем не дал желае­ мого результата. 48 рабочих разместились на специальных кольцах, но механизм не сдвинулся с места. Несколько дней шла работа над устранением дефектов, работали круглые сутки. И, нако­ нец, бригада Макарова и Бакуменко возобновила подъем. Упорство и энергия победили. Несмотря на суровые сибирские морозы, доходящие до 40 градусов, зимой 1933 года удалось закончить все основные железобетонные работы на главном корпусе станции и ряде вспомогательных сооружений. В июне 1934 года приступили к монтажным работам. И здесь не обошлось без нестандартных решений. Чтобы монтировать турбину, необхо­ дим специальный мостовой кран. Договор на его поставку заключили с Уральским заводом, но тот к назначенному сроку своего обязательства не выполнил. Срок окончания строительства снова оказался под угрозой срыва. Инженеры и специалисты, обсудив обстановку, решили монтиро­ вать турбину без крана. Отдельные части механизма вносили в машинный зал на руках, осталь­ ные вкатывали по балкам. По самому залу части турбины передвигали на специально оборудо­ ванных санях, установленных на деревянные катки. Помостом для катков служил специальный настил из шпал. После каждого подъема домкратом отдельной части настилы разбирались, а по­ том их сооружали вновь. Неимоверно тяжелым трудом турбина была поставлена на свое место и смонтирована. «Левобережная ГРЭСк началу нынешнего года плелась в хвосте двенадцати других пуско­ вых ГРЭС Союза, но в результате исключительных усилий коллектива строителей и монтажни­ ков и большой помощи краевых и городских партийных и советских организаций мырезкоусилили темпы работы...» — писал Б. И. Гартман в 1935 году. —...Монтаж всего оборудования осуще­ ствлен без иностранной консультации— руками молодых советских рабочих и инженеров. Мы не только без большой затяжки достаточноудовлетворительно построили и смонтировали нашу станцию, но и сэкономили стране против плана 1760 тысяч рублей, потратив на ГРЭС 32 417 рублей... Через три месяца после вступления в пусковой период мы начнем бесперебойно отпус­ кать городу энергию и дадим ее до конца года не менее 6—7 миллионов кило­ ватт». Но впереди был еще один ответственный момент — испытание обору­ дования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2