Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о В о н и к о л а о И о к - Н о В о с и Г» и р с к кусив, все итээровцы шли на стройку — гнули арматуру, рубили железо, носили его на леса, укладывали опалубку. Работа шла до самого утра, и с каждой ночью все выше и выше поднима лись по растущим стенам главного корпуса лучи прожекторов, освещавших рабочую площадку. Возникали трудности и другого рода. На втором участке строительства нужно было за ложить основание углеразгрузочной эстакады. Едва выкопали котлован, как его стали заполнять грунтовые воды. День и ночь с помощью трех насосов пытались их откачать, но приток не пре кращался. Что делать? Отодвинуть работы на зиму, когда грунт промерзнет? Но тогда сооруже ние эстакады отодвинется на полгода, будут сорваны сроки пуска всей станции. На выручку при шла Елена Мещерякова — молодой инженер. Она предложила искусственно понизить уровень грунтовых вод. Метод, который она предложила, выглядел рискованным, но был все же принят. Шесть дней клокотал котлован. Грунт поднимали транспортерами. Насосы успевали от качивать весь приток воды. Расчет оказался верным. Углеразгрузочная эстакада была построе на в срок. Оригинальная инженерная мысль сыграла решающую роль и при строительстве другой важной части станции — градирни. Дело осложнялось тем, что сооружение подобного рода было в Советском Союзе вторым по счету, опыта по его возведению почти не имелось. На станции объявили конкурс на лучший метод производства работ. Из 10 представленных проектов пер вую премию получил проект прораба Семенова. Он заключался в следующем: коренные леса отвергались, рабочие должны были подниматься по башне вверх с помощью механизмов, назы ваемых ползунками, которые служили основой для подвесных лесов. Эта конструкция требовала всего 25 кубометров пиломатериалов, позволяла обойтись меньшим количеством рабочих и обес печивала довольно высокую скорость подъема. Однако первый пробный подъем не дал желае мого результата. 48 рабочих разместились на специальных кольцах, но механизм не сдвинулся с места. Несколько дней шла работа над устранением дефектов, работали круглые сутки. И, нако нец, бригада Макарова и Бакуменко возобновила подъем. Упорство и энергия победили. Несмотря на суровые сибирские морозы, доходящие до 40 градусов, зимой 1933 года удалось закончить все основные железобетонные работы на главном корпусе станции и ряде вспомогательных сооружений. В июне 1934 года приступили к монтажным работам. И здесь не обошлось без нестандартных решений. Чтобы монтировать турбину, необхо дим специальный мостовой кран. Договор на его поставку заключили с Уральским заводом, но тот к назначенному сроку своего обязательства не выполнил. Срок окончания строительства снова оказался под угрозой срыва. Инженеры и специалисты, обсудив обстановку, решили монтиро вать турбину без крана. Отдельные части механизма вносили в машинный зал на руках, осталь ные вкатывали по балкам. По самому залу части турбины передвигали на специально оборудо ванных санях, установленных на деревянные катки. Помостом для катков служил специальный настил из шпал. После каждого подъема домкратом отдельной части настилы разбирались, а по том их сооружали вновь. Неимоверно тяжелым трудом турбина была поставлена на свое место и смонтирована. «Левобережная ГРЭСк началу нынешнего года плелась в хвосте двенадцати других пуско вых ГРЭС Союза, но в результате исключительных усилий коллектива строителей и монтажни ков и большой помощи краевых и городских партийных и советских организаций мырезкоусилили темпы работы...» — писал Б. И. Гартман в 1935 году. —...Монтаж всего оборудования осуще ствлен без иностранной консультации— руками молодых советских рабочих и инженеров. Мы не только без большой затяжки достаточноудовлетворительно построили и смонтировали нашу станцию, но и сэкономили стране против плана 1760 тысяч рублей, потратив на ГРЭС 32 417 рублей... Через три месяца после вступления в пусковой период мы начнем бесперебойно отпус кать городу энергию и дадим ее до конца года не менее 6—7 миллионов кило ватт». Но впереди был еще один ответственный момент — испытание обору дования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2