Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о В о н и к о л а е в с к - Н о В о с и б и р с к снижению остальных. Выигрывая в скорости и дальности безостановочного движения, авиаци­ онный транспорт оказался не в состоянии состязаться с железнодорожным и автомобильным в обслуживании массовых грузов и пассажиропотоков. Грузоподъемность самого большого транс­ портного самолета остановилась на пределе веса нетто двух железнодорожных вагонов, а пас­ сажирского воздушного судна — 4— 5 плацкартных вагонов. В итоге к рубежу 1960— 1970-х годов сложилась современная архитектура транспортной системы в составе пяти ее основных несущих конструкций: водных (морских и речных), железнодорожных, автомобильных и авиа­ ционных коммуникаций. В обозримом будущем, пожалуй, не предвидится реального пополнения этого семейства транспортных сообщений каким-либо новым, способным, подобно железнодо­ рожному, автомобильному, авиационному, революционным образом воздействовать на практи­ ку перевозки грузов и пассажиров. Вероятнее всего, каждый из сегодня действующих видов транспорта будет развиваться в русле постоянного совершенствования своей практической деятельности, модернизации на базе новейших достижений научно-технического прогресса. Этот процесс перманентного технического прогресса рельефно представлен в развитии железнодорожного транспорта в странах с традиционно высокой плотностью различных транс­ портных составляющих в расчете к площади их территории и численности населения. В первой четверти XX в. ввиду стремительного развития автомобилестроения и масштабного автодорож­ ного строительства железнодорожному транспорту предсказывалась скорая и неизбежная «кон­ чина». В США к началу 1930-х годов была демонтирована половина железных дорог и по их насыпям проложены автомобильные. В Западной Европе последовали примеру Америки, прав­ да, не столь радикально и решительно. В Европе ограничились демонтажем малодеятельных, малонагруженных линий, замещая их автодорогами, и сохранили трансграничные железнодо­ рожные сети. В 1960-х годах в развитии железнодорожного транспорта открылось, образно го­ воря, второе дыхание. В Японии и почти одновременно в западноевропейских странах присту­ пили к реализации проектов создания сверхскоростных линий, возвративших из местных авиа­ линий и междугородних автобусных маршрутов на железную дорогу значительную часть пасса­ жиров. Параллельно на отдельную самостоятельную колею переводилось пригородное пасса-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2