Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

транспортных сообщений выйдет на эксплуатационные параметры, уверенно оправдывающие исключительно крупные в условиях российских пространств затраты на нее. На первых прототи­ пах современных локомотивов — паровых тележках с максимальной тяговой силой до двух тонн — невозможно было рассчитывать на экономическую эффективность капитальных вложений в железнодорожное строительство на бесконечных российских расстояниях. Аналогичным обра­ зом складывался в начале XX века процесс приобщения России к автомобильным транспортным сообщениям. До тех пор, пока самодвижущиеся коляски Д. Форда не превратились в грузовики, лимузины и автобусы, способные преодолевать порядочные расстояния, практического интере­ са к ним в России не проявлялось. В то же время справедливо будет констатировать, что этот сверхмерный российский «прагматизм» нередко отягощался консерватизмом, косностью, инер­ цией в высших эшелонах властной и технической бюрократии. Пожалуй, только в начавшуюся в 1930-х годах эру развития авиационного транспорта Россия вступила без традиционной паузы ожидания, сразу и максимально масштабно. Небывалая скорость, с которой самолеты преодоле­ вали огромные расстояния, быстро возрастающая полезная нагрузка, относительно невысокие, на начальном этапе развития авиации, по сравнению с сооружением железных и автомобильных дорог, капитальные затраты в создание авиатрасс представлялись наконец-то найденными ис­ комыми величинами. Не только в СССР, но также и за рубежом выдвигались гипотезы абсолютного превосход­ ства авиавоздушных перевозок над всеми другими видами транспортных сообщений. Перспек­ тива тотального развития пассажирских и грузовых воздушных перевозок на самолетах и дири­ жаблях, устраняющих необходимость автомобильного и, в первую очередь, железнодорожного строительства, рисовалась в прямом смысле заоблачной. Ихотя реальное авиастроение склады­ валось под воздействием военного назначения самолетов, их гражданские модификации за пол- тора-два десятилетия после Второй мировой войны действительно поднялись на заоблачные высоты и вышли на крейсерские скорости, в 7— 10 раз большие, чем у «летающих этажерок» начала XX века. Однако витавшим за облаками фантазиям 1930-х годов об аб­ солютном превосходстве воздушного транспорта над всеми другими все же пришлось опуститься на землю. Триада основных технико-эксплуатационных параметров: скорость, дальность и грузоподъемность входили во все более очевидное взаимное противоречие. Увеличение одного из них приводило к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2