Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Скоростном э л е к т р о п о е з д междуго однего сообщения чать сценарий участия Транссиба в международном транзите Европа — Азия в режиме «понтон­ ного моста», действующего в зависимости от политического ледохода и ледостава. Поэтому наи­ более оптимальным представляется развитие железнодорожной сети и в целом, транспортной системы по параметрам и направлениям, обеспечивающим обслуживание сложившихся внут­ ренних грузопотоков и создающим транспортные предпосылки для развития производительных сил регионов, находящихся за пределами транспортной доступности. В Сибири эти территории почти так же, как и 100 лет назад, доминируют над узкой полосой устойчивого хозяйственного развития, начало которому было положено строительством Транссиба. Развитие отечественной транспортной системы существенно отличается от аналогично­ го процесса в зарубежной Европе. Отставание России от западноевропейских стран на старте перехода от преимущественного развития пароходных сообщений к железнодорожным, пожа­ луй, не самое главное и не роковое отличие. Столь же преходящим, частным, не определяющим представляется довольно запоздалое активное включение вформирование сети автомобильных сообщений. Главное отличие заключается в специфике объективных физико-географических условий, несоизмеримых пространственных масштабах. Площадь территории США, добившихся особенно больших успехов в сфере эволюции транспортной системы и технического прогресса ее составляющих, почти в три раза меньше пространств бывшей Российской империи и ее пре­ емника, теперь также уже бывшего СССР. В «малогабаритной», плотно населенной зарубежной Европе расстояния между столицами государств подчас меньше, чем между соседними сибир­ скими деревнями. Эта исходная диспозиция колоссальных российских пространств отягощалась практи­ чески постоянным дефицитом финансовых и материально-технических средств необходимых для прогрессивного транспортного обустройства государства размерами в 1/6 часть земной суши преимущественно с экстремальными природно-климатическими параметрами. Поэтому в каждую очередную фазу развития транспортных со- 2 3 5 ставляющих Россия вступала с паузой ожидания, когда техника новых видов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2