Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о б о н и к о л а е В с к - Н о б о с и б и р с к вероятность и н о й ситуации, поскольку, как говорится, дружба дружбой, а собственные интересы государства превыше всего. Подобная ситуация не раз случалась в прошлом, когда Российская империя и затем СССР имели не только статус, но и силу мировой державы. В современных усло­ виях, когда былая державность и мощь быльем поросли, нет никаких гарантий, что дружествен­ ные, добрососедские отношения нерушимы на все времена. В итоге развала СССР единственной не подверженной вероятным внешнеполитическим воздействиям железнодорожной коммуни­ кацией между Сибирью и Россией осталась Омск-Тюменская линия. Фактически ситуация воз­ вратилась во времена столетней давности, в годы сооружения Транссиба. Актуальность нового транспортного соединения России с Сибирью стала еще более необходимой, чем в 1979 г., когда академик А.Г. Аганбегян предлагал продолжить БАМ на запад. После развала СССР сложно рассчитывать на оправдание гипотез превращения Трансси­ ба в транзитную контейнеровозную магистраль Европа— Азия. Опыты 1980-х годов показали, что экстренный пропуск международного континентального транзита негативно отражается на ритмичности и объемах внутренних перевозок. Экономические и политические выгоды замеще­ ния внутренних перевозок приоритетами международного континентального транзита в усло­ виях современной России представляются неоднозначными. В отличие от СССР, сфера экономи- ко-политического влияния которого распространялась до границ западноевропейских государств, политическая и транспортная география современной России заканчивается Псковской, Смоленс­ кой и Ростовской областями. «Окно в Европу» вновь покрылось морозными узорами традиционной антимосковской, прозападной поляризации восточноевропейских сопределов России. Ситуация с транспортировкой сибирского газа в Западную Европу зимой 2005 г. весьма четко осветила слож­ ный политический рельеф на территориях, сопредельных с западной границей России. Украино­ российский газовый конфликт с достаточной очевидностью показал, что западноевропейское бла­ гополучие без газа из России не обрушится, а амбициозные восточноевропейские неофиты запад­ ной демократии вполне подходят на роль подручного политического инструмента, посредством которого можно регулировать не только транспортную географию России. В конце XIX века, когда проектировался и сооружался Транссиб, ему пророчили гранди­ озную будущность в системе транспортных сообщений Европа — Азия. Считалось, что судоход­ ство по Суэцкому каналу прекратится. А строившийся одновременно с Транссибом Панамский будет обречен на бездействие. Как известно, ни то, ни другое предсказание не сбылось. Наобо­ рот, несмотря на форсированное строительство Транссиба с выходом его через КВЖД и Южно- Китайскую железную дорогу к акваториям теплых морей, территория России транспортным мос­ том между Европой и Азией так и не стала. Современная гальванизация замыслов столетней давности об использовании территории России в качестве моста между Европой и Азией не при­ бавляет старинной его конструкции ничего нового. Позиции морских перевозчиков между Ев­ ропой и Азией, между Тихоокеанским, а с постройкой Панамского канала и Атлантическим побе­ режьем Америки и Азией остаются непоколебимыми. Сухопутное железнодорожное сообщение между Европой и Азией, вопреки выгодам во времени, расстоянии и надежности транспортиров­ ки грузов по Транссибу, остается невостребованным. Вероятность превращения Транссиба в глав­ ный транзит европейских грузопотоков осложняется не только современной конкуренцией с трансокеанскими коммуникациями. В будущем предпочтительней может оказаться один из ва­ риантов «Шелкового пути» по маршруту, проходящему через Китай, Казахстан с примыканием к железнодорожной сети Европейской России или в обход ее по Закавказью. Возможность тран­ зита евразийских грузопотоков по Транссибу, вероятно, будет определяться главным образом политической погодой в Европейском и Азиатско-Тихоокеанском регионах и степенью российс­ кого воздействия на ее изменения. Благоприятное стечение политических обстоятельств обе­ щает российской территории роль моста, кратчайшего транспортного расстоя­ ния между Атлантическим побережьем Европы и Тихоокеанским — Азии. Про- тивоположное развитие политической ситуации чревато перспективой прекра- щения международного транзита по Транссибу. Иначе говоря, нельзя исклю-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2