Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о б о н и к о л а е б с к - Н о В о с и б и р с к ных территорий европейской части страны. За годы войны Сибирь превратилась во вторую пос ле Урала по величине валового промышленного производства индустриальную базу СССР. К тра диционным следовавшим в Европейскую Россию и на Урал сибирским грузам: хлебу, углю, лесу, объемы поставок которых динамично увеличивались, добавилась продукция машиностроения, металлургического, химического и других отраслей производства. В начале 1950-х годов в Сиби ри начинают реализовываться энергично разрабатывавшиеся в предвоенное десятилетие про граммы крупномасштабного гидроэнергетического строительства. В середине 1950-х годов осу ществляются замыслы 1930-х годов по освоению целинных и залежных земель. Под воздействи ем этих факторов возвращаются к жизни инициативы 1930-х годов о постройке южно- и средне- сибирских магистралей. После их сооружения динамика роста нагрузки на старопромышленные линии, соединяющие Россию и Сибирь, на некоторое время замедлилась. Эта своеобразная «па уза» максимально используется для коренной технической реконструкции всех составляющих железнодорожного хозяйства западносибирского плеча Транссиба. В эти же годы на мощное «крыло» поднимаются авиапассажирские перевозки на дальние и сверхдальние расстояния, что также максимальным образом используется для наращивания провозо-пропускных мощностей, рассчитанных на перспективу. В конце 90-х годов XIX в., на стадии проектно-изыскательской подготовки трассы Транс сиба, выдвигались идеи строить его сразу и весь на электрической тяге. В то время в Сибири работала единственная в Российской империи электрифицированная узкоколейка на Ленских золотых приисках. Только в конце 1930-х годов появилась первая в Сибири электрифицирован ная железнодорожная линия нормальной колеи Новокузнецк — Белово. Но миновала еще чет верть столетия прежде чем это начинание получило полномасштабное развитие. Поставленную семилетним планом задачу электрификации и теплофикации Транссиба пришлось разрешать в условиях недостаточно подготовленной материально-производственной и технико-экономичес кой базы. В результате на реализацию плана ушло не семь лет, а почти втрое больше. В частно сти, лишь к 1978 г. завершился перевод всех линий Западно-Сибирской железной дороги на электрическую тягу. Параллельно с электрификацией производились работы по усилению пути под значительно более высокие скорости и весовые параметры поездов на электрической тяге и техническому переоснащению всех служб: от организации движения до погрузо-разгрузочных комплексов. В итоге потенциал провозо-пропускных мощностей увеличился более чем вдвое. Иначе говоря, электрификация оказалась адекватной строительству еще одной широтной тран зитной железнодорожной магистрали. Конечно, это был большой успех, блистательный резуль тат, но все же сугубо ведомственный. Более масштабные научно-объективные оценки результативности электрификации силь но расходились с ведомственными. На следующий год после завершения основных работ по электрификации Транссиба академик А.Г. Аганбегян писал: «Нужна долговременная программа формирования единой транспортной системы... Ясно, что Сибири нужны новые широтные ма гистрали, выходы в европейскую часть страны. ВАМ дает второй выход на Дальний Восток. Необходимо продолжить его на запад. Категоричных «против» этой ясно сформулированной перспективы фактически не было, но и практических подвижек к ее реализации не происходило. Главная ставка в транспортном обслуживании товаропотоков между Сибирью и Россией делалась на потенциальный рост про возо-пропускных мощностей средне- и южносибирских линий. В результате развала СССР железнодорожные маршруты к югу от западносибирской ча сти Транссиба оказались разорванными территорией Казахстана. Более того, территория Казах стана перерезала Омск-Челябинскую линию Транссиба, построенную в конце XIX в., когда о ка захстанском государстве и, естественно, о его территориальных границах не могло быть речи. Сегодняшние добрососедские отношения между Россией и Казахстаном, конечно, возможно экстраполировать в будущее, разумеется, с соответствующей экстраполяцией провозного тарифа. Но нельзя исключать и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2