Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

вой вой н ой в повестку акту­ альных железнодорожных новостроек включается со­ оружение Омск-Барнауль- ской линии, предназначав­ шейся для экспорта алтай­ ского хлеба через азовско- черноморские порты. Одно­ временно рассматривался проект сооружения линии по территориям к северу от Транссиба по трассе Томск — Тобольск с примыканием к действующей железнодо ­ рожной сети в районе Крас- ноуфимска. По ряду объек­ тивных причин ни один из предлагавшихся вариантов реализовать не удалось. В 1930-е годы замыслы пост­ ройки южносибирской и се­ веросибирской линий вновь энергично инициируются под идеей магистрализации Сибири, т.е . создания двух железных дорог, дополняющих Транссибирс­ кую магистраль. В противовес инициативам магистрализации Сибири выдвигается проект сверх- магистрализации Транссиба, т.е . превращения его, по аналогии с трансконтинентальными аме­ риканскими железными дорогами, в семи- или десятиколейную супермагистраль. Великая Отечественная война 1941— 1945 гг. приостановила возможность реализации этих замыслов. Условия для их воплощения возникли только через 10 лет после окончания вой­ ны. При этом ближе к реализации оказались инициативы южного варианта магистрализации Сибири, предлагавшие сооружение Средне-Сибирской и Южно-Сибирской железных дорог. Се­ верный вариант магистрализации Сибири новой железнодорожной линией по трассе Томск — Тобольск — Красноуфимск не состоялся. Сверхмагистрализация Транссиба ограничилась усиле­ нием пропускных способностей Тюмень-Омской линии, выполненным в форсированном темпе в 1943— 1945 гг. с целью массовой и максимально быстрой передислокации армии и вооружений к началу войны с Японией. Львиная доля жестко лимитированных в 1930-е годы капитальных вложений в новое железнодорожное строительство осваивалась в европейской части страны. Задачи же эффек­ тивного транспортного обслуживания грузопассажирских потоков на пространствах Западной Сибири разрешались главным образом за счет усиления провозо-пропускных способностей дей­ ствующих линий. Насколько конструктивной и успешной была эта работа, показала Великая Оте­ чественная война. На железнодорожные линии западносибирского плеча Транссиба в первые месяцы войны пришлась вся масса колоссального по величине эвакуационного грузопотока «пе­ реселявшихся» в Сибирь промышленных предприятий, рабочих и семей. Беспрецедентное в ми­ ровой истории залповое перемещение заводов, фабрик, материально-технических ресурсов, научных и учебных заведений, рабочей силы, организованных эвакуантов и беженцев из при­ фронтовых районов Евророссии на многие тысячи километров и в кратчайшие сроки — бесспорно героический подвиг железнодорожников. Резко выросший в годы войны промышленный потенциал Сибири стал одним из базовых оснований возрождения экономики временно оккупирован-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2