Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
тенциала не утрачивала экономического смысла и в гипотетических условиях мирного разреше ния сложной внешнеполитической ситуации 1930-х годов. Глубокая неравномерность геогра фического размещения экономического потенциала представлялась очевидной. Исторически сложившаяся экономико-географическая диспозиция в которой две трети территории страны находились в состоянии промышленной «пустыни» с редкими кустарно-промышленными оази сами, считалась неблагополучной, нерациональной и бесперспективной. Диспропорции между промышленным развитием европейской части страны и Сибири особенно очевидно проявля лись на фоне потенциала природных ресурсов. В богатой природными ресурсами Сибири отсут ствовала крупная промышленность, промышленно развитую Евророссию природа обделила ис точниками минерального сырья. Масштабное промышленное строительство за Уралом диктова лось объективным императивом максимально возможного приближения крупной промышлен ности к источникам сырья. Результативность, успех замыслов и начинаний 1930-х годов по созданию за Уралом центров роста крупной многоотраслевой промышленности не в последнюю очередь определя лись эффективностью работы главной составляющей транспортной системы Сибири — сети ее железнодорожных коммуникаций. Максимальная нагрузка динамично нараставшего товаро- и пассажиропотока приходилась на западносибирское плечо Транссиба. Грузопредъявление со всей территории к востоку от Оби до Тихоокеанского побережья, в конечном счете сливалось в поток, дальнейшее движение которого зависело от провозо-пропускных способностей западно сибирской линии. Аналогичным образом складывалась ситуация с грузопассажиропотоком во встречном направлении из России, который неминуемо следовал по западносибирским линиям и лишь затем рассредоточивался по остальной части Транссиба. Со времени сооружения в 1892— 1895 гг. западносибирский участок Транссиба находился под постоянно возрастающим грузопассажиропотоком. Постройка Тюмень-Омской линии ненадолго понизила динамику роста грузо- предъявления на Орск-Челябинском направлении. Уже перед Первой миро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2