Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

тенциала не утрачивала экономического смысла и в гипотетических условиях мирного разреше­ ния сложной внешнеполитической ситуации 1930-х годов. Глубокая неравномерность геогра­ фического размещения экономического потенциала представлялась очевидной. Исторически сложившаяся экономико-географическая диспозиция в которой две трети территории страны находились в состоянии промышленной «пустыни» с редкими кустарно-промышленными оази­ сами, считалась неблагополучной, нерациональной и бесперспективной. Диспропорции между промышленным развитием европейской части страны и Сибири особенно очевидно проявля­ лись на фоне потенциала природных ресурсов. В богатой природными ресурсами Сибири отсут­ ствовала крупная промышленность, промышленно развитую Евророссию природа обделила ис­ точниками минерального сырья. Масштабное промышленное строительство за Уралом диктова­ лось объективным императивом максимально возможного приближения крупной промышлен­ ности к источникам сырья. Результативность, успех замыслов и начинаний 1930-х годов по созданию за Уралом центров роста крупной многоотраслевой промышленности не в последнюю очередь определя­ лись эффективностью работы главной составляющей транспортной системы Сибири — сети ее железнодорожных коммуникаций. Максимальная нагрузка динамично нараставшего товаро- и пассажиропотока приходилась на западносибирское плечо Транссиба. Грузопредъявление со всей территории к востоку от Оби до Тихоокеанского побережья, в конечном счете сливалось в поток, дальнейшее движение которого зависело от провозо-пропускных способностей западно­ сибирской линии. Аналогичным образом складывалась ситуация с грузопассажиропотоком во встречном направлении из России, который неминуемо следовал по западносибирским линиям и лишь затем рассредоточивался по остальной части Транссиба. Со времени сооружения в 1892— 1895 гг. западносибирский участок Транссиба находился под постоянно возрастающим грузопассажиропотоком. Постройка Тюмень-Омской линии ненадолго понизила динамику роста грузо- предъявления на Орск-Челябинском направлении. Уже перед Первой миро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2