Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о б о н и к о л а е б с к - Н о В о с и б и р с к Регресс технического состояния железных дорог сопровождался значительным сокра­ щением протяженности эксплуатационной сети. Деструктивные процессы в области производственно-технической базы дополнялись общей дезорганизацией работы железных дорог, обусловленной утратой квалифицированных кадров, резким падением трудовой и производственной дисциплины. Чрезвычайно тяжелая и продолжавшая ухудшаться обстановка на железнодорожном транспорте требовала столь же чрез­ вычайных мер, необходимых для того, чтобы остановить процесс распада одного из важнейших звеньев экономики страны. Многообразные проблемы восстановления, организации беспере­ бойной и эффективной работы транспортной системы стали одним из основных направлений деятельности трудовых коллективов железнодорожников. В целом эти задачи были успешно разрешены в течение первого года мирного строи­ тельства. К концу 1923 г. в эксплуатацию были возвращены все ранее «мертвые» линии магист­ рального значения. Общая протяженность действующей железнодорожной сети достигла уров­ ня 1913 г. Правда, техническое состояние восстановленных железных дорог оставалось невысо­ ким, поэтому технические скорости движения поездов по-прежнему были ниже, чем в 1913 г. Основным фактором роста грузооборота являлось уплотнение графиков движения и ряд сопут­ ствующих мероприятий, направленных на укрепление производственной и трудовой дисципли­ ны. Итоги первого этапа восстановительных работ подвела состоявшаяся в январе 1924 г. X III партийная конференция РКП(б), которая отметила: «Транспорт находится в таком состоя­ нии, когда он без особых затруднений способен удовлетворить все предъявляемые к нему на­ родным хозяйством требования». Процесс разрухи железнодорожного транспорта был остановлен. Наметились положи­ тельные сдвиги в улучшении его работы. Однако запущенность железнодорожного хозяйства оставалась по-прежнему глубокой. Значительная часть паровозного и вагонного парка находи­ лась в неработоспособном состоянии. Из 4000 разрушенных мостов было восстановлено менее 300. Более 80% капиталовложений, направлявшихся в железнодорожный транспорт, было реа­ лизовано на сугубо восстановительных работах. Реновация подвижного состава имела исклю­ чительно скромные размеры. В целом высокие показатели работы железнодорожной сети дос­ тигались ценой чрезвычайных организационных и дисциплинарных мер. Одновременно с тотальной мобилизацией далеко не бесконечных организационных и дисциплинарных ресурсов, обеспечивающих бесперебойность, ритмичность работы старой, до предела изношенной техники, предпринимались масштабные усилия, направленные на созда­ ние мощной современной базы транспортного машиностроения. Первоочередное внимание со­ средоточивалось на создании мощного локомотивного парка. Параллельно наращивались объе­ мы работ по усилению, модернизации путевого хозяйства, адаптированного к тяжеловесным со­ ставам и высоким скоростям движения. В отличие от досоветской практики формирования локо­ мотивного и вагонного парка Транссиба по остаточному принципу, на линии западносибирского плеча направлялись новейшие образцы локомотивов отечественного производства. Параллель­ но с электрификацией пригородных столичных линий осуществлялся перевод кузбасской угле- возной линии на электрическую тягу. За 10-летие 1930-х годов на генеральных направлениях грузовых и пассажирских потоков паровозы дореволюционной постройки полностью замести­ лись локомотивами нового поколения. Приоритетное техническое перевооружение западно­ сибирских линий Транссиба диктовалось планами и начинаниями решительного сдвига роста промышленного потенциала страны в Сибирь, в глубь восточных территорий. Эта стратегия но­ вого промышленного строительства определялась замыслами рационального комплексного эко­ номико-географического размещения ведущих отраслей производства. Созданные за Уралом на пространствах вплоть до Тихоокеанского по­ бережья, практически на голом месте города и промышленные мощности должны были в случае войны стать дублерами старопромышленных районов европейской части страны. Новая география размещения промышленного по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2