Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о б о н и к о л а е б с к - Н о В о с и б и р с к Регресс технического состояния железных дорог сопровождался значительным сокра щением протяженности эксплуатационной сети. Деструктивные процессы в области производственно-технической базы дополнялись общей дезорганизацией работы железных дорог, обусловленной утратой квалифицированных кадров, резким падением трудовой и производственной дисциплины. Чрезвычайно тяжелая и продолжавшая ухудшаться обстановка на железнодорожном транспорте требовала столь же чрез вычайных мер, необходимых для того, чтобы остановить процесс распада одного из важнейших звеньев экономики страны. Многообразные проблемы восстановления, организации беспере бойной и эффективной работы транспортной системы стали одним из основных направлений деятельности трудовых коллективов железнодорожников. В целом эти задачи были успешно разрешены в течение первого года мирного строи тельства. К концу 1923 г. в эксплуатацию были возвращены все ранее «мертвые» линии магист рального значения. Общая протяженность действующей железнодорожной сети достигла уров ня 1913 г. Правда, техническое состояние восстановленных железных дорог оставалось невысо ким, поэтому технические скорости движения поездов по-прежнему были ниже, чем в 1913 г. Основным фактором роста грузооборота являлось уплотнение графиков движения и ряд сопут ствующих мероприятий, направленных на укрепление производственной и трудовой дисципли ны. Итоги первого этапа восстановительных работ подвела состоявшаяся в январе 1924 г. X III партийная конференция РКП(б), которая отметила: «Транспорт находится в таком состоя нии, когда он без особых затруднений способен удовлетворить все предъявляемые к нему на родным хозяйством требования». Процесс разрухи железнодорожного транспорта был остановлен. Наметились положи тельные сдвиги в улучшении его работы. Однако запущенность железнодорожного хозяйства оставалась по-прежнему глубокой. Значительная часть паровозного и вагонного парка находи лась в неработоспособном состоянии. Из 4000 разрушенных мостов было восстановлено менее 300. Более 80% капиталовложений, направлявшихся в железнодорожный транспорт, было реа лизовано на сугубо восстановительных работах. Реновация подвижного состава имела исклю чительно скромные размеры. В целом высокие показатели работы железнодорожной сети дос тигались ценой чрезвычайных организационных и дисциплинарных мер. Одновременно с тотальной мобилизацией далеко не бесконечных организационных и дисциплинарных ресурсов, обеспечивающих бесперебойность, ритмичность работы старой, до предела изношенной техники, предпринимались масштабные усилия, направленные на созда ние мощной современной базы транспортного машиностроения. Первоочередное внимание со средоточивалось на создании мощного локомотивного парка. Параллельно наращивались объе мы работ по усилению, модернизации путевого хозяйства, адаптированного к тяжеловесным со ставам и высоким скоростям движения. В отличие от досоветской практики формирования локо мотивного и вагонного парка Транссиба по остаточному принципу, на линии западносибирского плеча направлялись новейшие образцы локомотивов отечественного производства. Параллель но с электрификацией пригородных столичных линий осуществлялся перевод кузбасской угле- возной линии на электрическую тягу. За 10-летие 1930-х годов на генеральных направлениях грузовых и пассажирских потоков паровозы дореволюционной постройки полностью замести лись локомотивами нового поколения. Приоритетное техническое перевооружение западно сибирских линий Транссиба диктовалось планами и начинаниями решительного сдвига роста промышленного потенциала страны в Сибирь, в глубь восточных территорий. Эта стратегия но вого промышленного строительства определялась замыслами рационального комплексного эко номико-географического размещения ведущих отраслей производства. Созданные за Уралом на пространствах вплоть до Тихоокеанского по бережья, практически на голом месте города и промышленные мощности должны были в случае войны стать дублерами старопромышленных районов европейской части страны. Новая география размещения промышленного по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2