Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Воздействие железнодорожного сообщения на социально-экономическое развитие Си­ бири далеко не ограничивалось функцией транспортного обеспечения крестьянского миграци­ онного притока и превращением Сибири, как это представлялось в столичных верхах экономи­ ческой мысли, в аграрный, хлебородный запасник России, в её страховой хлебный, продоволь­ ственный амбар. Скорее наоборот, железная дорога сообщила начальный импульс и стала мощ­ ным фактором выхода Сибири на орбиту промышленного прогресса. Под воздействием желез­ ной дороги, открывшей для сибирского сельскохозяйственного производства быстрый и надеж­ ный путь на российский рынок, сибирские крестьяне-старожилы и новоселы усерднее, чем прежде, пахали и сеяли хлебную ниву, приращивали стада, табуны и отары. На вырученные деньги обза­ водились молотилками, веялками, маслобойками, заменяли соху на железные плуги. Традицион­ ный сельскохозяйственный сибирский экспорт, основу которого составлял хлеб, энергично до­ полнялся быстро растущей товарной продукцией масло- и сыроделия, сырьем технического рас­ тениеводства, главным образом — льноводства. Казалось, гипотеза об аграрной специализации Сибири вполне и реально оправдывается. Более того, нарастающая масса сибирского хлебного экспорта превзошла самые смелые ожидания и достигла размеров, угрожающих ценам и земледе­ лию Поволжья и других хлебопроизводящих районов Европейской России. Дошло до того, что хле- бопроизводители российских губерний «взмолились» о защите их интересов государством от хлеб­ ного потока, хлынувшего из Сибири. В результате был установлен так называемый челябинский тарифный перелом, повышающий плату за перевозку сибирских хлебных грузов по России от границы ее с Сибирью. Подобные же меры предлагались для огра- 228 ничения сибирской торговли коровьим маслом. Однако ввиду того, что главен­ ствующие позиции в экспорте масла принадлежали иностранному торговому ка-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2