Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Воздействие железнодорожного сообщения на социально-экономическое развитие Си бири далеко не ограничивалось функцией транспортного обеспечения крестьянского миграци онного притока и превращением Сибири, как это представлялось в столичных верхах экономи ческой мысли, в аграрный, хлебородный запасник России, в её страховой хлебный, продоволь ственный амбар. Скорее наоборот, железная дорога сообщила начальный импульс и стала мощ ным фактором выхода Сибири на орбиту промышленного прогресса. Под воздействием желез ной дороги, открывшей для сибирского сельскохозяйственного производства быстрый и надеж ный путь на российский рынок, сибирские крестьяне-старожилы и новоселы усерднее, чем прежде, пахали и сеяли хлебную ниву, приращивали стада, табуны и отары. На вырученные деньги обза водились молотилками, веялками, маслобойками, заменяли соху на железные плуги. Традицион ный сельскохозяйственный сибирский экспорт, основу которого составлял хлеб, энергично до полнялся быстро растущей товарной продукцией масло- и сыроделия, сырьем технического рас тениеводства, главным образом — льноводства. Казалось, гипотеза об аграрной специализации Сибири вполне и реально оправдывается. Более того, нарастающая масса сибирского хлебного экспорта превзошла самые смелые ожидания и достигла размеров, угрожающих ценам и земледе лию Поволжья и других хлебопроизводящих районов Европейской России. Дошло до того, что хле- бопроизводители российских губерний «взмолились» о защите их интересов государством от хлеб ного потока, хлынувшего из Сибири. В результате был установлен так называемый челябинский тарифный перелом, повышающий плату за перевозку сибирских хлебных грузов по России от границы ее с Сибирью. Подобные же меры предлагались для огра- 228 ничения сибирской торговли коровьим маслом. Однако ввиду того, что главен ствующие позиции в экспорте масла принадлежали иностранному торговому ка-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2