Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Н о В о н и к о л а е В с к - Н о В о с и б и р с к В высших эшелонах государственной бюрократии и на верхах официальной экономи­ ческой мысли считалось, что израсходованные на постройку Транссиба свыше 1,2 миллиарда золотых рублей — вполне достаточное «благоволение» для немногочисленных обитателей си­ бирской окраины. Промышленное приложение к капитальным затратам в Транссиб ограничи­ лось в основном созданием карьеров, каменоломен, известковых, цементных, кирпичных заво­ дов, лесозаготовок, шпалорезок и т.п . производств, без которых при сооружении железной до­ роги не обойтись. Правда, возвращавшегося в 1891 г. из кругосветного путешествия через Си­ бирь цесаревича Николая поразили, как он писал в своем дневнике, «глубокая духовная неуст­ роенность сибиряков: безверие, пьянство, сквернословие и малое число православных храмов, служители которых не подают своей пастве примера достойного образа жизни». Сильно обес­ покоенный печальной картиной сибирской нравственности, будущий император Николай II, воз­ главлявший Комитет Сибирской железной дороги, пожаловал Сибири из доходов царской семьи 5 миллионов золотых рублей на возведение православных храмов в местностях вдоль Великого Сибирского железнодорожного пути. Почти нулевой интерес частного и государственного капитала к возможностям промыш­ ленного освоения Сибири, открывшимся после соединения ее железнодорожным сообщением с Россией, кроме других причин, определялся еще и концепцией перспективного развития сибир­ ской окраины. В сфере гипотетических представлений о социально-экономической будущности Сибири доминировали убеждения, что пространствам за Уралом на продолжительное время пред­ писана судьба быть хлебной житницей империи или, в лучшем случае, сырьевым придатком ста­ ропромышленных центров России. На реальность этого предназначения указывал приток крес­ тьянских переселенцев из России в Сибирь. После постройки Транссиба крестьянская миграция значительно возросла. По сравнению с прежним переездом-странствием крестьянских семей на телегах по Сибирскому колесному тракту, железнодорожное сообщение обеспечивало деревен­ ским жителям невиданный в их жизни комфорт и, главное, уверенность, что они достигнут жела­ емого пункта назначения. По колесному тракту до Сибири приходилось добираться месяцами, подчас на это уходило все лето. По железной дороге — за несколько дней даже из дальних за­ падных губерний Европейской России. С вводом Транссиба в эксплуатацию крестьянское дви­ жение в Сибирь по количественным размерам стало похоже на миграционный поток западноев­ ропейских колонистов в Америку в XV II— XV III вв. на курсировавших через Атлантику многочис­ ленных судах парусного флота. За 10-летие до начала Первой мировой войны, за 10 лет после открытия сквозного дви­ жения по Транссибу население Сибири за счет крестьянских переселенцев увеличилось при­ мерно на треть. Подавляющая масса новых трех миллионов обитателей Сибири осела на терри­ ториях вдоль Транссиба, в зоне его экономического воздействия и, главным образом, на хлебо­ родных землях в Западной Сибири. Бесспорно, эффективность прилива крестьянского пересе­ ления в Сибирь поддерживалась, поощрялась системой льгот так называемой столыпинской ре­ формы, но главная, определяющая, основополагающая роль, безусловно, принадлежала практи­ ческому обустройству сибирских пространств железнодорожной коммуникацией, резко уско­ рившей движение Сибири по пути социально-экономического, демографического и социально- культурного развития. Традиционная инертность частного и государственного капитала, со столь же традици­ онной прочной привязкой к старопромышленным центрам России и столичным сосредоточени­ ям финансовых активов компенсировалась массовым и динамично нарастающим крестьянским движением в Сибирь. Эта, стихийная в своей основе, крестьянская масса, упорно двигавшаяся за Урал за землей и лучшей жизнью, подчас с последней копейкой в кармане, явилась главным человеческим капиталом, инвестированным в будущность Сибири. А надеж­ ную и быструю дорогу ему в Сибирь в прямом и переносном смысле проложила , Транссибирская железнодорожная магистраль. 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2