Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
Н о В о н и к о л а е В с к - Н о В о с и б и р с к В высших эшелонах государственной бюрократии и на верхах официальной экономи ческой мысли считалось, что израсходованные на постройку Транссиба свыше 1,2 миллиарда золотых рублей — вполне достаточное «благоволение» для немногочисленных обитателей си бирской окраины. Промышленное приложение к капитальным затратам в Транссиб ограничи лось в основном созданием карьеров, каменоломен, известковых, цементных, кирпичных заво дов, лесозаготовок, шпалорезок и т.п . производств, без которых при сооружении железной до роги не обойтись. Правда, возвращавшегося в 1891 г. из кругосветного путешествия через Си бирь цесаревича Николая поразили, как он писал в своем дневнике, «глубокая духовная неуст роенность сибиряков: безверие, пьянство, сквернословие и малое число православных храмов, служители которых не подают своей пастве примера достойного образа жизни». Сильно обес покоенный печальной картиной сибирской нравственности, будущий император Николай II, воз главлявший Комитет Сибирской железной дороги, пожаловал Сибири из доходов царской семьи 5 миллионов золотых рублей на возведение православных храмов в местностях вдоль Великого Сибирского железнодорожного пути. Почти нулевой интерес частного и государственного капитала к возможностям промыш ленного освоения Сибири, открывшимся после соединения ее железнодорожным сообщением с Россией, кроме других причин, определялся еще и концепцией перспективного развития сибир ской окраины. В сфере гипотетических представлений о социально-экономической будущности Сибири доминировали убеждения, что пространствам за Уралом на продолжительное время пред писана судьба быть хлебной житницей империи или, в лучшем случае, сырьевым придатком ста ропромышленных центров России. На реальность этого предназначения указывал приток крес тьянских переселенцев из России в Сибирь. После постройки Транссиба крестьянская миграция значительно возросла. По сравнению с прежним переездом-странствием крестьянских семей на телегах по Сибирскому колесному тракту, железнодорожное сообщение обеспечивало деревен ским жителям невиданный в их жизни комфорт и, главное, уверенность, что они достигнут жела емого пункта назначения. По колесному тракту до Сибири приходилось добираться месяцами, подчас на это уходило все лето. По железной дороге — за несколько дней даже из дальних за падных губерний Европейской России. С вводом Транссиба в эксплуатацию крестьянское дви жение в Сибирь по количественным размерам стало похоже на миграционный поток западноев ропейских колонистов в Америку в XV II— XV III вв. на курсировавших через Атлантику многочис ленных судах парусного флота. За 10-летие до начала Первой мировой войны, за 10 лет после открытия сквозного дви жения по Транссибу население Сибири за счет крестьянских переселенцев увеличилось при мерно на треть. Подавляющая масса новых трех миллионов обитателей Сибири осела на терри ториях вдоль Транссиба, в зоне его экономического воздействия и, главным образом, на хлебо родных землях в Западной Сибири. Бесспорно, эффективность прилива крестьянского пересе ления в Сибирь поддерживалась, поощрялась системой льгот так называемой столыпинской ре формы, но главная, определяющая, основополагающая роль, безусловно, принадлежала практи ческому обустройству сибирских пространств железнодорожной коммуникацией, резко уско рившей движение Сибири по пути социально-экономического, демографического и социально- культурного развития. Традиционная инертность частного и государственного капитала, со столь же традици онной прочной привязкой к старопромышленным центрам России и столичным сосредоточени ям финансовых активов компенсировалась массовым и динамично нарастающим крестьянским движением в Сибирь. Эта, стихийная в своей основе, крестьянская масса, упорно двигавшаяся за Урал за землей и лучшей жизнью, подчас с последней копейкой в кармане, явилась главным человеческим капиталом, инвестированным в будущность Сибири. А надеж ную и быструю дорогу ему в Сибирь в прямом и переносном смысле проложила , Транссибирская железнодорожная магистраль. 227
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2