Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

Э к о н о м и я на строительной стоимости и столь же крайняя «бережливость» на оснаще­ нии Транссиба техническими средствами сложились в преграду, для преодоления которой при­ шлось незамедлительно приступить к масштабным работам по усилению пути, строительству дополнительных разъездов, развитию станций, деповских пунктов, железнодорожных мастерс­ ких, обновлению локомотивного и вагонного парка. Первоочередные усилия этих мероприятий сосредотачивались на западносибирской линии Транссиба являвшейся транспортным ходом в Сибирь и выходом из неё в европейскую часть страны. Первоочередность реконструкции западносибирской линии диктовалась множеством причин. Во-первых, ее географическим положением и экономическим значением для всей Сиби­ ри, вплоть до Тихоокеанского побережья. Во-вторых, западносибирский участок отличался осо­ бенно широкой практикой применения облегченных условий, требований и норм к строитель­ ству, что в итоге негативно отразилось на технико-эксплуатационных параметрах линии. В-тре­ тьих, хлебородная Западная Сибирь отличалась от других регионов исключительно стремитель­ ным ростом грузопредъявления. Хлеботорговцы из-за образовавшихся на станциях «хлебных заторов» терпели убытки, железная дорога, лимитированная провозо-пропускными способнос­ тями, теряла реальные доходы. На стадии проектирования Транссиба предполагалось, что одновременно с его построй­ кой, и особенно после завершения строительства, крупный центральнороссийский и уральский капитал, в первую очередь промышленный, ринется в Сибирь осваивать ее природные богат­ ства. Действительность оказалась далекой от этой основанной на опыте США и Канады практи­ ки. Отечественный столичный и околостоличный капитал, вопреки, казалось, естественной ло­ гике развития и роста, не окрылился открывшейся возможностью хозяйственной экспансии в Сибири. Прежде в годы удачных навигаций по Северному морскому пути часть товаропотока из Сибири, минуя карман центральнороссийских и уральских законодателей цен на сибирскую про­ дукцию, напрямую уходила на западноевропейский рынок. В результате постройки железной дороги и угасания перевозок по СМП сибирский экспорт сам шел в руки российских и уральс­ ких торгово-промышленных посредников, перекупщиков, оптовиков. Поэтому для них не было никакого резона стремиться в Сибирь с инвестициями и масштабными хозяйственными начи­ наниями. Командные позиции российского капитала на внутреннем рынке, и ранее весьма вы­ годные, прочные и прибыльные у ворот в Сибирь и из Сибири, стали после постройки Трансси­ ба ещё более надежными и выгодными.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2