Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2
лезных дорог экономические выгоды и преимущества транспортной эксплуатации дарованных природой речных путей. Оппоненты доказывали, что железные дороги обеспечивают необычай но широкие возможности, включая в активную хозяйственную и социокультурную жизнь произ водительные силы огромных территорий, находящихся за пределами речных пароходных сооб щений. И поэтому железнодорожные коммуникации, в конечном счете, во много крат эффектив нее дешевых, дарованных природой внутренних водных. В США и в Западной Европе эта научно-кабинетная дискуссия о цене прогресса не ока зывала серьёзного воздействия на сферу практического развития транспортной системы. Кон курентная борьба между пароходными и железнодорожными компаниями за перевозку грузов и пассажиров явно свидетельствовала о преимуществах железнодорожных сообщений. В России транспортная политика и практика оказались в жесткой зависимости от выбо ра перспективного курса развития транспортной системы. Многочисленные и весьма влиятель ные сторонники концепции преимущественного развития дешевых речных сообщений подчас весьма агрессивно препятствовали разрешению насущных транспортных проблем по формуле масштабного и динамичного железнодорожного строительства. Для Сибири эта погоня за деше визной прогресса в сфере транспорта обернулась длительной задержкой приобщения её к бла готворному воздействию железнодорожных коммуникаций. Упущенное время пришлось навер стывать методами скоростного строительства Транссиба, с соответствующими неизбежными не гативными последствиями. Директивно заданные пониженные технические нормы и требова ния к проектированию и строительству Транссиба предопределили технико-экс- плуатационные параметры первого сибир ского железнодорожного предприятия. Вопреки надеждам инициаторов сооруже ния мощной железнодорожной магистра ли через всю Сибирь, реальность оказалась более чем скромной. Так называемые ско ростные методы позволяли добиваться ре кордных показателей на сооружении же лезнодорожной колеи, которая на рав нинных участках Западной Сибири неред ко прокладывалась по типу «зеленой до роги», т.е . минимумом отсыпки железно дорожного полотна. Одновременно, так же с целью максимального ускорения строительно-монтажных работ, применя лась пониженная норма шпалоукладки. Ввиду дефицита рельсопроката, закупав шегося в Англии и доставлявшегося по Северному морскому пути, значительная часть колеи монтировалась из старогод ного рельса. Проектирование и строи тельство Транссиба производилось в одну колею, с минимумом разъездов, с мини мальным развитием станционного и де повского хозяйства, деревянными пере-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2