Новосибирск-Новониколаевск _ Т 2

лезных дорог экономические выгоды и преимущества транспортной эксплуатации дарованных природой речных путей. Оппоненты доказывали, что железные дороги обеспечивают необычай­ но широкие возможности, включая в активную хозяйственную и социокультурную жизнь произ­ водительные силы огромных территорий, находящихся за пределами речных пароходных сооб­ щений. И поэтому железнодорожные коммуникации, в конечном счете, во много крат эффектив­ нее дешевых, дарованных природой внутренних водных. В США и в Западной Европе эта научно-кабинетная дискуссия о цене прогресса не ока­ зывала серьёзного воздействия на сферу практического развития транспортной системы. Кон­ курентная борьба между пароходными и железнодорожными компаниями за перевозку грузов и пассажиров явно свидетельствовала о преимуществах железнодорожных сообщений. В России транспортная политика и практика оказались в жесткой зависимости от выбо­ ра перспективного курса развития транспортной системы. Многочисленные и весьма влиятель­ ные сторонники концепции преимущественного развития дешевых речных сообщений подчас весьма агрессивно препятствовали разрешению насущных транспортных проблем по формуле масштабного и динамичного железнодорожного строительства. Для Сибири эта погоня за деше­ визной прогресса в сфере транспорта обернулась длительной задержкой приобщения её к бла­ готворному воздействию железнодорожных коммуникаций. Упущенное время пришлось навер­ стывать методами скоростного строительства Транссиба, с соответствующими неизбежными не­ гативными последствиями. Директивно заданные пониженные технические нормы и требова­ ния к проектированию и строительству Транссиба предопределили технико-экс- плуатационные параметры первого сибир­ ского железнодорожного предприятия. Вопреки надеждам инициаторов сооруже­ ния мощной железнодорожной магистра­ ли через всю Сибирь, реальность оказалась более чем скромной. Так называемые ско­ ростные методы позволяли добиваться ре­ кордных показателей на сооружении же­ лезнодорожной колеи, которая на рав­ нинных участках Западной Сибири неред­ ко прокладывалась по типу «зеленой до­ роги», т.е . минимумом отсыпки железно­ дорожного полотна. Одновременно, так­ же с целью максимального ускорения строительно-монтажных работ, применя­ лась пониженная норма шпалоукладки. Ввиду дефицита рельсопроката, закупав­ шегося в Англии и доставлявшегося по Северному морскому пути, значительная часть колеи монтировалась из старогод­ ного рельса. Проектирование и строи­ тельство Транссиба производилось в одну колею, с минимумом разъездов, с мини­ мальным развитием станционного и де­ повского хозяйства, деревянными пере-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2